Работа учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве школы
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе, необходимо выяснить характер нарушения речевой деятельности с учетом специфических особенностей учащегося и его потенциальных возможностей.
Цель логопедической работы - формирование речевых навыков, необходимых для коммуникации и социализации каждого ребенка.
Основная задача занятий - максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребенка в тесной связи с формированием всех психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, внутренней речи, участвующих в интеллектуальном развитии личности.
Работа ведется по направлениям: диагностическое,коррекционно-развивающее,консультативное.
В начале учебного года диагностику начинаю с изучения документации, полученной от специалистов ДОУ, справок с ПМПК, медицинских карт характеризующей актуальный уровень развития и потенциальные возможности ребенка. Это позволяет иметь целостную картину о каждом ребенке и подобрать индивидуальную программу и подход к ребенку. Также смотрю диагностические данные дефектолога и психолога школы. Составляю речевую карту на каждого ребенка.
C каждой группой детей с ОВЗ логопедическая работа строится с учетом особенностей каждого ребенка, насколько ребенок способен выполнить то или иное задание
В группе детей с ОНР проводится работа над фонематическими процессами, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя, словарного запаса. Пути их реализации через игровые приемы,игры на координацию движения с речью, сказка, настольные игры.
Задания даются разных уровней сложности. С детьми,у которых уже сформировались навыки чтения и письма- работаю на уровне слов, предложений, звуко-буквенного анализа и синтеза.У кого этот процесс не сформировался, на эту же тему обводят буквы, штриховка. вырабатывают навыки написания этих букв.
С группой детей,с нарушением чтения и письма,на фоне несформированности фонематических процессов работа проводится над звукобуквенным анализом и синтезом, слухового внимания., При оптической дисграфии- коррекция пространственного восприятия, зрительного гнозиса.
Логопедические занятия часто носят комбинированный характер, поскольку длительно удерживать внимание и быть состредоточенным на выполнении определённого задания или упражнения таким детям очень тяжело.
По мере формирования психических и речевых процессов постепенно усложняю задания. У каждого ребенка развитие этих процессов проходит у кого быстрее, у кого медленнее - здесь очень важен индивидуальный подход.
Результаты занятий - подведение итогов занятия детьми, которые активно выражали желание участвовать в игре, рассуждать, побуждать друг друга к диалогу.
Количество занятий состоит из двух групповых (по 20–25 мин) и 3 индивидуальных (по 15 мин). Школа полного дня дает возможность проводить занятия систематически, брать детей дополнительно на индивидуальные занятия в отличие от системы - назначать время и проводить занятия после уроков. Если ребенок не справился с заданием в группе, то с ним занимаюсь дополнительно и уже индивидуально разбираем с ним задание.
Коррекционная работа проходит в тесном контакте с психологом и дефектологом. Взаимодействуя с психологом, в занятия включаются психогимнастики, упражнения на релаксацию, мимические упражнения, проводим интегрированные занятия. Цель этих занятий - формирование речевых навыков, звуко-буквенного анализа и синтеза, развитие связной речи. Основной ролью психолога является снятие психологического зажима, включение детей в развивающий процесс. Данные занятия для них интересны, увлекательны, являются хорошей мотивацией для дальнейшей работы. Этот направление интеграции занятий специалистов позволяет развивать ребенка в комплексе. Что является наиболее эффективным. Занятия проводятся 1 раз в месяц. Взаимодействие с дефектологом ведется в виде консультативной деятельности. Это дает возможность опираться в логопедической работе на сохранные компоненты умственной деятельности каждого ребенка индивидуально.
Взаимодействие с родителями и учителями также немаловажно в работе логопеда. Проводится анкетирование родителей, индивидуальные беседы. На консультациях родителям и учителям даются диагностические данные, рекомендации по коррекции речевых процессов вне логопедических занятий.
Диагностика проводится по результатам работы с определением дальнейших индивидуальных образовательных маршрутов или коррекции нынешнего. После выпуска детей с логопункта продолжается наблюдение за этими детьми,периодически смотрятся входные диктанты. Учителям и родителям даются рекомендации по контролю за этими детьми.
Анна Романова
Специфика работы-учителя логопеда ДОУ в условиях инклюзивного образования
Специфика работы учителя логопеда ДОУ в условиях инклюзивного образования .
Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовать инклюзивное образование в обычных дошкольных учреждениях. В связи с этим обеспечение права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования , но и в области демографического и социально-экономического развития РФ.
Принятие и реализация инклюзивного образования , как возможности включения всех детей в образовательный процесс , несмотря на их субъективные особенности, позволит расширить охват нуждающихся детей необходимой им психолого -педагогической помощью .
Экономические, социальные, экологические мероприятия, проводимые в нашем обществе, не привели к снижению количества детей с проблемами здоровья. Согласно диагностике, проводимой учителями – логопедами в дошкольных учреждениях, до 60% детей имеют те или иные проблемы : различные речевые нарушения, нарушения слуха, нарушения, связанные с двуязычием в семье.
Как отмечает Сабельникова С. И. , педагоги и администрация образовательного учреждения , принявшие идею инклюзии , особенно остро нуждаются в отработке механизмов взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса , где центральной фигурой является ребенок. Подобное сотрудничество делает идею инклюзивного образования жизнеспособной и результативной, поскольку направленно на выявление индивидуальных особенностей ребенка и учет их в процессе обучения и воспитания.
Результатами тесного контакта между специалистами может быть :
Выделение положительных особенностей воспитанника;
Определение методов взаимодействия с ребеком;
Выявление ближайших перспектив развития детей;
Фиксация навыков, приобретенных воспитанниками за конкретный период;
Соотношение поставленных целей с результатами достижений .
Взаимодействие между специалистами должно носить системный характер, способствовать накоплению информационной базы для обеспечения возможности проведения качественного анализа результатов коррекционно-образовательного процесса .
Работа учителя- логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей. В первую очередь, прежде чем приступить к коррекционной работе , учитель-логопед , как и в случае с обычными детьми, должен путем тщательного специального обследования выяснить характер нарушения речевой деятельности с учетом специфических особенностей ребенка и его потенциальных возможностей. На основе диагностики логопеда , совместно с другими специалистами , с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, определяется образовательный маршрут , вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями .
Сопровождение ребенка с ОВЗ включает следующие блоки :
Диагностический блок :
Определение уровня речевого и психического развития ребенка;
Анализ полученных результатов;
Коррекционно – развивающий блок :
Личностно – ориентированный подход;
Принципы системности;
Учет структуры дефекта;
Аналитический :
Выделение положительных и отрицательных сторон деятельности;
Отслеживание динамики развития ребенка.
Большинство дошкольников с ОВЗ, как правило, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Игрового обучения - основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер.
Диалогового обучения - способствует тому, что в процессе коррекционного обучения дети учатся выражать свои мысли, отвечать на вопросы правильно построенными предложениями, а также самостоятельно задавать вопросы уточняющего характера.
Опережающего обучения - предполагает учет задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
Информационно - компьютерного обучения - использование компьютерных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям , поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.
Здоровьесберегающие технологии - для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного. Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую направленность логопедического занятия , выступают : кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие, дыхательные упражнение, подвижные игры.
Решение задач инклюзивного обучения детей со специальными образовательными потребностями невозможно также без привлечения к работе их родителей . Учитель-логопед в своей работе с семьями учащихся , помимо проведения консультационных мероприятий, осуществляет анкетирование родителей на предмет их отношения к инклюзивному образованию и на основе этого проводит просветительскую работу по формированию адекватного понимания инвалидности, развитию навыков толерантности. Формами включения родителей могут быть индивидуальные консультации, мастер-классы и семинары. Включение родителей в качестве равных партнеров в образовательный процесс предполагает также издание специальных пособий с играми и упражнениями по проведению занятий с ребенком дома, информационных листов. Родители могут принимать участие в групповых, и, в отдельных случаях, индивидуальных занятиях, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику в развитии ребенка .
Таким образом , создание условий для полноценного воспитания и образования детей с ОВЗ , адекватного их состоянию и здоровью, является условием успешной реализации инклюзии , которая является одним из решающих и эффективных механизмов построения общества для всех и каждого конкретного человека.
Литература
1. Бородин М. В. Особенности образовательного пространства в инклюзивном детском саду [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/stati/inclusive-kindergarten/
2. Инклюзивное образование - Выпуск 4 - Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. - Москва Центр «Школьная книга» 2010
3. Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное ) образование : генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика» . – 2010. – №4 (40) . – С. 15-26
4. Прочухаева М. М., Панкратова М. В. На пути от интеграции к инклюзии [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/stati/integration_or_inclusion/
5. Сабельникова С. И. Развитие инклюзивного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://menobr.ru/material/default.aspx?control=15&id=9339&catalogid=18
Публикации по теме:
«Сказка про ежика Витю». Сказкотерапия в работе учителя-логопеда в условиях логопункта с детьми старшего дошкольного возраста
Цели:коррекционно-образовательные: развитие и обогащение лексического запаса по темам «Грибы», «Ягоды», «Дикие животные»; образование.«Создание условий для коррекционной работы инклюзивного образования детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями» Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального.
Воспитание толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (опыт работы) Так как современный мир порою жесток, жестокими становятся и дети. Проблема воспитания толерантности у детей с ограниченными возможностями.
Анализ работы учителя-логопеда Анализ проведенной коррекционной (логопедической) работы в 2014 – 2015 учебном году учителем – логопедом Синдицкой Ирины Михайловны МБДОУ.
Чупик Ольга Борисовна
Должность:
учитель-логопед
Учебное заведение:
МБУДО "Центр развития творчества детей и юношества"
Населённый пункт:
город Берёзовский, Кемеровская область
Наименование материала:
Статья
Тема:
Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте в рамках инклюзивного образования
Дата публикации:
21.12.2017
Раздел:
дополнительное образование
«Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек,
которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным,
испытывал высокую человеческую радость, радость познания,
радость интеллектуального труда, радость творчества».
В.Сухомлинский «Трудные дети»
Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте
в рамках инклюзивного образования
В статье раскрыт ряд
особенностей работы учителя-логопеда общеобразовательной
школы в условиях организации инклюзивной практики.
учителям
логопедам,
учителям
начальных
реализующих инклюзивную практику.
Ключевые слова: учитель-логопед, инклюзивная практика, ОВЗ.
В настоящее время особую актуальность в России приобретает инклюзивное образование.
В обществе активно стал формироваться новый социальный заказ на образование детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных школах совместно с
типично развивающимися сверстниками.
Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение
детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися
сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут
расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения,
заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в
том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе,
детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми.
Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего
принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.
В связи с тем, что система образования ориентирована на инклюзивную практику,
увеличиваются требования к деятельности учителя-логопеда общеобразовательной
школы, который должен включиться в систему психолого-педагогического сопровождения
детей с различными структурами дефекта и оказать им квалифицированную помощь в
освоении программы школы.
Цель деятельности учителя-логопеда: создание условий, которые способствуют
выявлению и устранению нарушений речи, а также последующему развитию устной и
письменной речи, совершенствованию коммуникации учащихся с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) для успешного усвоения образовательной программы.
В процессе работы решаются следующие задачи:
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого учащегося
независимо от социального статуса, психофизиологических и личностных особенностей.
Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени
выраженности речевого нарушения;
Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических
Организация коррекционной работы учащемуся с ОВЗ в форме индивидуальных и
подгрупповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи;
Проведение регулярного изучения динамики речевого развития учащихся с ОВЗ;
Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения
учащегося с ОВЗ и его семьей;
Обеспечение здоровьесберегающих условий обучения и воспитания учащихся с ОВЗ в
общеобразовательном учреждении;
Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности
родителей и педагогов.
Группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, уровень сформированности речевой функции и
познавательной деятельности у них различен, так же как и структура дефекта. Поэтому
работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет свои особенности. Это
касается всех направлений деятельности учителя-логопеда: дифференциальной
логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ
коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов коррекционно-
логопедической работы, работы с педагогами и родителями учащихся с речевой патологией.
Особенности работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми
образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах
одной группы по разным образовательным маршрутам.
Прежде чем приступить к коррекционной работе путём тщательного специального
обследования при помощи специальных методик, выясняется характер нарушения речевой
деятельности с учётом специфических особенностей учащегося и его потенциальных
возможностей.
учитывать,
большинства
учащихся
отмечается
недостаточный
познавательной
активности,
незрелость
мотивации
деятельности,
снижение
работоспособности
произвольности
внимания. Часто
системное
недоразвитие
называемые
«безречевые»
возможны
своеобразные
проблемы
коммуникацией,
стандартные
диагностические материалы и
речевые карты, используемые в
массовых школах, не
подходят.
Учителю-логопеду
инклюзивной
практики
необходимо
разноуровневый
диагностический материал, позволяющий у каждого ребенка выявить зону его ближайшего
развития, дающий возможность отслеживать
динамику речевых успехов для построения
адекватной актуальным возможностям ребенка, постепенно усложняющейся
программы
коррекции речи.
диагностики
определяется
образовательный
вырабатываются
стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с
особыми образовательными потребностями.
показывает
практика,
большинству
учащихся
подходит
образовательная программа школы, и педагоги и специалисты (психолог, учитель-логопед)
сталкиваются с множеством проблем в организации образовательного и коррекционного
процесса.
Специфика
учителя-логопеда
школьного
логопункта
предполагает
оказание
отрицательных
положительных,
используются
процессе
компенсации,
используется
привлечение
здоровых
анализаторов
компенсации
деятельности неполноценных.
Учитель-логопед, реализующий инклюзивную практику, разрабатывает коррекционный
компонент,
индивидуальной
адаптированной
образовательной
программы,
которого излагаются направления, формы, методы и приемы коррекционной логопедической
работы с конкретным учащимся.
Планирование основных направлений в коррекционно-развивающей логопедической
работе зависит от основного и сопутствующих диагнозов у учащегося с ОВЗ.
организации
от особенностей психо-
физического
развития
учащегося,
развития
структуры
Учитель-логопед должен быть готов к использованию методов и средств работы из смежных
областей, применение методик тифло-, сурдо-, олигофренопедагогики, психологии.
В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший
компонент речи.
Так, например, при алалии-словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при
дизартрии - звукопроизношение и т. д.
В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые
методические установки. Удобство данного подхода в том, что если учащийся с какой – то
задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а
для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания
уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно –
логопедического обучения.
Взаимодействие с родителями.
Инклюзивное
образовательное
пространство
предполагает
активное
вовлечение
родителей в коррекционный процесс.
Учителю-логопеду
необходимо
родителями
«особого»
ребенка, чтобы постоянно максимально тактично и доходчиво убеждать их в необходимости
коррекционной
обрисовывать
перспективы
развития
указывать на взаимосвязь речи с мыслительными процессами.
специалиста
родителям
осознать
процессе
развития
вооружить
определенными
методами
приемами
преодоления речевого нарушения.
Квалифицированная логопедическая помощь поможет учащимся, имеющим тяжелую
речевую патологию как основной или вторичный дефект, овладеть устной речью, научиться
полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, что является основой для дальнейшей
социализации ребенка в нашем мире и конечной целью коррекционной работы.
Инклюзивное образование даёт возможность в достижении всеми учащимися
определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это
относится и к учащимся с особенностями в развитии. Совместное обучение детей с
различными психофизиологическими возможностями - это попытка придать уверенность в
своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья.
Муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы п. Верхнемарково УКМО
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Выполнила:
Подымахина Людмила Владимировна,
учитель-логопед
2017г.
2 слайд
человек, которому трудно то,
В.Сухомлинский «Трудные дети»
В настоящее время особую актуальность приобретает инклюзивное образование, основанное на том, что все дети, несмотря на имеющиеся ограничения здоровья, включены в общую систему образования и обучаются совместно со своими сверстниками. С каждым годом увеличивается число детей с речевыми нарушениями, поступающих в начальную школу. Основная масса детей с нарушениями в речевом развитии обучается в условиях общеобразовательной школы, где осуществляется регулярная, целенаправленная логопедическая помощь.
Как учитель-логопед, я провожу коррекционную работу, которая направлена на преодоление допустимых трудностей при усвоении образовательной программы, связанной с проблемами речевого развития и коммуникативными трудностями. В связи с тем, что система образования ориентирована на инклюзивную практику, увеличиваются требования к деятельности учителя-логопеда.
Слайд 3
Цель деятельности учителя -логопеда: является создание условий, которые способствуют выявлению и устранению нарушений речи, а также последующему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) для успешного усвоения образовательной программы
В процессе работы решаются следующие задачи :
Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения;
Разработка плана коррекционно-логопедической работы с детьми, нуждающимися в логопедической помощи;
Организация коррекционной работы по оказанию логопедической помощи ребенку с ОВЗ;
Проведение индивидуальных и групповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи учеников;
Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических рекомендаций по обучению детей с ОВЗ;
Проведение регулярного изучения динамики речевого развития ребенка с ОВЗ;
Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьей;
Обеспечение здоровьесберегающих условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в общеобразовательном учреждении;
Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности родителей;
Консультирование педагогических работников по использованию специальных методов и приемов оказания помощи ребенку с ОВЗ, имеющему речевые нарушения.
Слайд 4
Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет ряд особенностей.
Специфика работы учителя-логопеда логопункта предполагает оказание помощи разным категориям детей с ОВЗ и проводится с учетом личности ребенка , используется привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности неполноценных .
Прежде чем приступить к коррекционной работе путём тщательного специального обследования выясняю характер нарушения речевой деятельности с учётом специфических особенностей учащегося и его потенциальных возможностей. Наряду с этим важным является получение информации от специалистов ДОУ, характеризующей актуальный уровень развития и потенциальные возможности ребёнка. Тесный контакт между специалистами ДОУ и школы позволяет осуществить преемственность в реализации принципов и технологий психолого-педагогического сопровождения.
На основе диагностики определяется образовательный маршрут, вырабатываются стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особыми образовательными потребностями.
Слайд 5
Для реализации личностно-ориентированного подхода в развитии ребёнка с целью повышения качества коррекционно-логопедического воздействия проводятся индивидуальные и групповые занятия. Занятия проводятся по коррекционным программам, которые подбираются в соответствии с речевыми нарушениями и возрастом . Основная задача занятий -максимальное развитие речевой функции с опорой на возможности ребёнка .
В центре внимания логопедической работы для меня все время остается наиболее пострадавший компонент речи.
В зависимости от этапов речевого развития могут изменяться свои целевые методические установки.
Если ребенок с какой – то задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно – логопедического обучения.
В процессе коррекционного обучения идёт:
Выделение положительных и отрицательных сторон деятельности;
- отслеживание динамики развития ребенка.
Добиться результатов в логопедической работе позволяет
Тщательный отбор наглядного и дидактического материала к занятиям; оптимальное распределение времени на каждый этап, компетентная подача материала;
Использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
Использование компьютерных технологий и технических средств обучения.
Большинство школьников имеют проблемы развития восприятия, внимания, памяти мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, наблюдается повышенная утомляемость и чтобы заинтересовать учащихся, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии.
Слайд 7
Технологии и методы работы учителя-логопеда с детьми с ОВЗ могут быть различными:
1. В настоящее время введение в программу обучения ребенка компьютерных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка. Информационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.
Поскольку дети с ОВЗ овладевают грамотой значительно труднее, чем их нормально развивающиеся сверстники, учителю-логопеду необходимо вызвать и сохранить у таких детей желание совершенствовать свою письменную речь . Например, применение различного рода компьютерных обучающих игр дает возможность изменить эмоциональное отношение ребенка к трудной для него работе над речью, а использование текстовых редакторов исключает утомительное переписывание, возникает возможность быстро и без следа устранить допущенные ошибки, получить, в конечном счете, безупречную и достойную похвалы работу.
При работе с клавиатурой у детей развивается пространственная ориентировка, а для успешной работы учащимся приходится внимательно слушать и выполнять инструкции педагога, что развивает слуховое восприятие и память. При работе у учащихся совершенствуются функции концентрации и распределения внимания.
Мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребенка. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным
Включение в процесс коррекции компьютерных программ позволяет стимулировать интерес детей к обучению, путем организации их самостоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем, решение которых ведет к появлению новых знаний и умений, укреплению межпредметных связей, обеспечивает каждому возможность работы в оптимальном для него темпе, повышает самооценку учащихся.
В процессе работы старается достичь прочного усвоения детьми знаний, повышения мотивации и интереса к обучению, обеспечения условий для культурного и личностного развития. В ходе занятия использую различные методы и приемы обучения:
«Разминка
» - использование этого приема в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:
творческое усвоение учебного материала;
Связь теоретических знаний с практикой;
Активизация учебно-познавательной деятельности;
Формирование способности концентрировать внимание и прилагать мыслительные усилия.
Перед началом разминки дается соответствующая установка, например: «Будет предложена серия простых вопросов, однако работа усложняется тем, что ее придется выполнять в высоком темпе. Задача: прослушать очень внимательно каждый вопрос, как можно быстрее дать на него четкий ответ». После этого работа должна проходить в форме учебного диалога.
Возможный вариант разминки:
Какое сегодня число?
−
Какой день недели был вчера?
−
У стола 4 угла. Один угол отпилили.
−
Сколько осталось?
Сколько дней
−
в ноябре?
Сколько букв в имени белобоки?
−
Как называется третья буква
−
алфавита с конца? А пятая сначала?
Что мы слышим в начале слова урок? (звук
−
У).
Такие разминки концентрируют внимание, развивают умение переключаться с одного вида деятельности на другой, устанавливается межпредметная связь.
1.Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (это могут быть карточки, на которых изображен плюс или минус; карточки с буквами; круги разного цвета). Возможно использование карточек при изучении любой темы в ходе выполнения учащимися различных заданий, или оценивания правильности их выполнения. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребенка.
2.Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.
Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания (чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других).
Слайд 8
3. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Данный прием можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий .
4. Работа с бланковыми методиками. Материалы для логопедической работы с младшими школьниками представлены в виде карточек-бланков, сопровождающихся рекомендациями по применению субтестовых заданий, связанных с темой и содержанием занятия и направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся различного возраста и уровня обученности, с учетом индивидуальных особенностей и возможных затруднений.
5. Восприятие материала на определенном этапе занятия с закрытыми глазами. Используется для переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для успокоения и настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
6. Использование кинезиологических упражнений на логопедических занятиях. Кинезиологические методы позволяют улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Они повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание, облегчают процесс чтения и письма. Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
7. Активные методы рефлексии.
На логопедических занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребенка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.
Таким образом, применение активных методов и приемов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ОВЗ. Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю-логопеду чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.
Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности.
Слайд 9 Решение задач инклюзивного обучения детей со специальными образовательными потребностями невозможно также без привлечения к работе их родителей . Учитель-логопед в своей работе с семьями учащихся, помимо проведения консультационных мероприятий, осуществляет анкетирование родителей на предмет их отношения к инклюзивному образованию и на основе этого проводит просветительскую работу по формированию адекватного понимания «инвалидности», развитию навыков толерантности. Формами включения родителей могут быть индивидуальные консультации, мастер-классы и семинары. Включение родителей в качестве равных партнеров в образовательный процесс предполагает также издание специальных пособий с играми и упражнениями по проведению занятий с ребенком дома, информационных листов. Родители могут принимать участие в групповых, и, в отдельных случаях, индивидуальных занятиях, расширяя запас педагогических компетенций, отмечая динамику в развитии ребенка.
Также свою работу учитель-логопед строит таким образом, чтобы результаты деятельности детей с ОВЗ были интересны и доступны для ближайшего окружения. Это может быть создание выставок творческих работ, помощь по изготовлению пособий и многое другое.
В конце каждого полугодия рационально составлять письменный отчет об "особом" ребенке, в котором соотносятся поставленные педагогом цели с результатами достижений ученика. Письменный отчет – это своего рода содержательная оценка результата совместной деятельности ребенка, учителя, учителя-логопеда, педагога-психолога и родителей . Главное в отчете – выявить индивидуальные положительные особенности в каждом ученике, зафиксировать его успехи, приобретенные за определенное время, наметить возможные ближайшие перспективы совершенствования приобретенных знаний, умений и навыков. Подобный отчет – своего рода показатель оптимистического отношения педагога к каждому отдельному ученику, способствующий его самоутверждению, стимулирующий его к дальнейшему развитию и обучению.
С целью повышения профессиональной компетентности учителя-логопеда в русле инклюзивного образования, необходимо проведение тренингов, междисциплинарных консилиумов среди узких специалистов, стажировок, мастер-классов, открытых мероприятий.
Таким образом, используя различные технологии и методы работы, создание условий для полноценного воспитания и образования детей с ОВЗ, адекватного их состоянию и здоровью, является условием успешной реализации инклюзии, которая является одним из решающих и эффективных механизмов построения общества для всех и каждого конкретного человек.
В заключении отметим, что деятельность учителя-логопеда в инклюзивном образовании играет важное значение, так как направлена не только на преодоление имеющихся речевых нарушений у детей с ОВЗ, но и на их успешную адаптацию в образовательном пространстве. Создание условий для полноценного воспитания и образования детей с ОВ3, адекватного их состоянию и здоровью, является условием успешной реализации инклюзии - одного из решающих и эффективных механизмов построения общества для всех и каждого конкретного человека.
Слайд 10
«Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек, которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным, испытывал высокую человеческую радость, радость познания, радость интеллектуального труда, радость творчества».
В.Сухомлинский «Трудные дети».