Андреевский флаг представляет собой полотнище, на котором изображен голубой крест. Этот крест называют Андреевским.
Существует, по крайней мере, две версии появление этого флага в России. Одна из версии гласит, что под таким флагом ходили потешные корабли Петра I .
Вторая же версия появления Андреевского флага такова: российские послы направлялись в Турцию, и им нужен был флаг.
Петр I взял на себя обязанность изготовить эскиз. После некоторого времени флаг был готов, и представлял собой трех-полосный стяг, на котором был изображен Андреевский крест.
С тех пор русские корабли ходили под этим знаменем. Датировано появление Андреевского флага, согласно второй версии, 1699 годом.
В 1703 году Андреевский флаг стал официальным флагом русского флота. Произошло это после того, как русские войска заняли устье Невы.
Российская Империя теперь имела выходы к Белому, Каспийскому, Балтийскому и Азовскому морям.
А теперь главный вопрос. Почему же символом русского флота стал именно Андреевский крест? Ответ нужно искать в православии. Жили в свое время два рыбака, которые удили рыбу в Галилейском море.
Звали тех рыбаков Андрей и Петр. Андрей стал первым человеком, которого Христос позвал к себе в ученики. Поэтому апостола Андрея называют Первозванным.
Андрей Первозванный считается покровителем морского дела и славян. Апостол много проповедовал, в том числе и по местам расселения славянских племен. Как и многие первые проповедники христианства принял мученическую смерть, на косом кресте.
В этой истории и есть ответ на вопрос, почему именно Андреевский флаг. Петр I считал, что от Андрея Первозванного Русь приняла святое крещение, а апостол Петр был покровителем императора.
В 1709 году вид Андреевского флага претерпел некоторые изменения. Были введены полотнища трех цветов - белого, синего и красного, на которых имелись Андреевские кресты. Белый Андреевский флаг был присвоен эскадрам адмирала, синий вице-адмирала, а красный контр-адмирала.
При Анне Иоанновне белый Андреевский флаг с поперечным синим крестом стал общим для всех кораблей русского флота. При Елизавете Петровне опять появились Андреевские флаги различных цветов.
Синий принадлежал авангарду, белый - корде-баталии, красный арьергарду. Екатерина II вернула единый белый флаг. А Павел I, опять вернул варианты использования Андреевского флага 1709 года.
В 1865 году, указом Александра II, русский флот заимел единый белый Андреевский флаг и проходил под ним вплоть до революции 1917 года.
Корабли, которым особо удалось отличиться в бою, получали особое знамя - Георгиевский Андреевский флаг. Первый корабль, получивший такое знамя был - «Азов». «Азов» особо отличился во время Наваринского сражения, в ходе одной из русско-турецких войн .
В январе 1992 года, Андреевскому флагу был возвращен статус Военно-морского флага России. Это было мудрое и исторически верное решение. Андреевский флаг - олицетворяет мощь, силу и доблесть русского флота, который не раз наводил ужас и страх на врагов нашей Родины.
Под Андреевским флагом русские корабли ходили в разные страны мира
. Весьма удачно, кстати.11 декабря 1699 года император Петр Первый учредил Андреевский флаг в качестве главного стяга Российского морского флота. Белое полотнище с перечеркнутыми по диагонали голубыми линиями считалось до 1917 года и считается сейчас главным символом чести и мужества отечественных военных моряков. "РГ" собрала малоизвестные факты из более чем трехвековой истории Андреевского флага.
Происхождение
Само название флага отсылает к христианским истокам. По преданию на диагональном кресте был распят первый ученик Иисуса Христа Андрей Первозванный, считающийся покровителем России. Петр Первый, лично работавший над рисунками флагов, нарисовал два варианта флотского стяга. На одном были три параллельные полосы с надписью цветов, на втором - Андреевский крест на фоне трех горизонтальных полос белого, синего и красного цветов. По легенде, во время раздумий о флаге, император задремал. Он проснулся от светившего в окно солнца и увидел на чистом листе бумаги лучи, преломленные через слюду в виде двух синих пересекающихся линий. Увидев в этом указание свыше, Петр тут же набросал окончательный рисунок флага. Сохранилась даже запись царя на эскизе: "Святой Апостол Андрей Первозванный землю русскую светом Христова учения просветил". Нынешний окончательный образец Андреевского флага был внедрен после 1710 года, до этого император нарисовал еще восемь вариантов, которые последовательно внедрялись на флоте.
Устрашающее назначение
Изначально длина Андреевского флага достигала четырех метров. Размер исходил из тактических целей: флаг должен был вызывать страх у врага не только своим видом, но и на слух, звуковым эффектом - большое полотнище "ревело" на ветру. Устрашающий "рев" стягов до недавних пор все еще сохраняли различные сирены, ревуны, двигатели без глушителей и прочие "военные хитрости". Размеры современного Андреевского должны иметь соотношение ширины к длине - один к полутора, а ширина полос должна соответствовать 1/10 длины полотнища.
Оскорбление флага - война
Командиры кораблей Российской империи, обращаясь перед боем к экипажам, непременно произносили фразу: "С нами Бог и Андреевский флаг!". Почитание было настолько велико, что оскорбление главного символа могло привести к непредсказуемым последствиям. Так произошло в 1910 году в австро-венгерском порту Фиуме, где русская эскадра под командованием контр-адмирала Николая Маньковского была вынуждена остановиться по пути из Черногории. При заходе военных кораблей в порт или встрече двух эскадр, по флотским традициям, обязателен так называемый салют наций, состоящий из 21 выстрела.
Русский отряд, как гость, дал залп первым. Крепость не ответила. Это стало тяжелым оскорблением Андреевского флага и России. Спустя несколько часов к Фиуме подошла австро-венгерская эскадра, снова был положен салют, и снова с русского флагмана был дан 21 залп. Корабли Австро-Венгрии не поприветствовали. Маньковский счел это вызовом и отправился к командующему эскадрой за разъяснениями, но тот не принял его. Впоследствии объясниться все же удалось, и представитель нашего адмирала потребовал от австрийской стороны дать салют с крепости и эскадры в 8 утра следующего дня, когда на русских кораблях будут поднимать флаги. При этом офицер пригрозил не выпустить из бухты австрийские корабли при неисполнении традиции.
По приказу Маньковского российская эскадра перешла в боевую позицию. Хотя адмирал прекрасно понимал, что его три корабля не имеют шансов перед превосходящими почти в 10 раз силами противника. К тому же, этот конфликт мог стать началом войны между Россией и Австро-Венгрией.
В 8 утра русские моряки выстроились на палубах своих кораблей, и, как только флаги начали подниматься, в крепости Фиуме и на всех австрийских судах загрохотали салютные пушки. Адмирал выиграл этот бой за честь Андреевского флага и государства.
Маленький, но гордый
Уже после революции, в 1920 году тральщик "Китобой" под командованием лейтенанта Оскара Ферсмана сбежал из-за возможности захвата из Эстонии, подняв Андреевский флаг. Команда судна через Европу направлялась в Крым к Врангелю. 27 февраля корабль пришел на рейд Копенгагена, где находилась мощная английская эскадра, командир которой приказал "Китобою" спустить Андреевский флаг, так как Великобритания его больше не признает. Ферсман отказался последовать требованию и заявил, что будет воевать, несмотря на то, что у тральщика было всего две пушки.
Конфликт уладила находившаяся в Копенгагене императрица Мария Федоровна. С ее помощью корабль, не спустивший флага, снабдили продовольствием и углем. Судно дошло до Севастополя, откуда вместе с другими кораблями Черноморского флота ушло в Бизерту. К слову, именно в этом порту, принадлежавшем Франции, были в последнюю очередь спущены Андреевские флаги с русских кораблей. Это произошло в 1924 году, когда Франция признала Советский союз.
Помог США
Андреевский флаг мог стать одной из причин успешного для Северных штатов исхода войны с южными штатами в XIX веке. Великобритания стремилась оказать содействие Югу, что серьезно угрожала сторонникам Севера. В сентябре 1863 года на рейде Нью-Йорка и Сан-Франциско остановились эскадры русских адмиралов Попова и Лесовского. По утверждению некоторых историков, приход русских кораблей остановил Англию от вмешательства в противостояние. Через три года отряд американских кораблей прибыл в Кронштадт, чтобы вручить благодарность за оказанную поддержку.
Позор ради спасения
Андреевский флаг добровольно спускали дважды. Первый случай произошел в мае 1829 года во время Русско-Турецкой войны. Стройников - командир фрегата "Рафаил", попавшего в окружение, приказал спустить флаг по просьбе матросов. Хотя военный совет приказал драться до последней возможности, а затем, подойдя к ближайшему кораблю врага, взорвать "Рафаил". Стройников, пожертвовав своей честью и честью Андреевского флага, спас сотни жизней. К тому же, тот бой не имел какой-либо стратегической цели - Турция вскоре капитулировала.
Все офицеры "Рафаила", кроме одного мичмана, были затем разжалованы и лишены наград. Сам фрегат император Николай Первый повелел сжечь. Приказ спустя 24 года выполнил вице-адмирал Павел Нахимов во время Синопского сражения. А имя "Рафаил" навсегда было вычеркнуто из списков Российского императорского флота.
Второй раз Андреевские стяги добровольно спустили с мачт в мае 1904 года во второй день Цусимского сражения. Контр-адмирал Николай Небогатов, приказал опустить флаги на пяти оставшихся от эскадры кораблях, оказавшихся окруженными двумя с половиной десятками японских судов. Во время трибунала стало известно, что командир таким образом спас от гибели 2280 моряков. Контр-адмирала приговорили к смертной казни, которую затем заменили десятью годами крепости.
Возвращение
После революции 1917 года Андреевский флаг был запрещен советской властью. Вместо него было сначала решено использовать флаг Интернационала - красное полотнище, а затем на кораблях ВМФ развевался государственный флаг СССР.
В 1992 году российское правительство приняло постановление о возвращении статуса Андреевскому флагу. 15 февраля того же года в праздник Сретения Господня было совершено освящение возвращенного российскому военному флоту символа.
26 июля 1992 года в День Военно-Морского Флота на всех боевых кораблях в последний раз были подняты флаги ВМФ СССР, после чего под звуки гимна СССР они были спущены. Вместо них под гимн Российской Федерации были подняты Андреевские флаги.
Чуть не попал под запрет
В августе 2009 года министерство юстиции России включило в список экстремистских любые флаги с крестом. Таким образом, под запрет попадал и Андреевский флаг. Вместе с ним вне закона оказались символы многих зарубежных стран и нескольких субъектов РФ. Впрочем, ситуация довольно скоро благополучно разрешилась.
Андреевский флаг представляет собой полотнище прямоугольной формы с отношением сторон 1 к 1,5. На белом фоне расположены две диагональные полосы синего цвета, которые образуют косой крест. Ширина полос в 10 раз меньше длины флага.
Происхождение символики
Название связано с именем Андрея Первозванного, который первым из апостолов последовал за Христом и сопровождал его во всех земных странствиях. Он присутствовал на Вознесении Христа, а в день Пятидесятницы получил по жребию в удел для проповедей земли Причерноморья и Балканы. Апостол побывал в Абхазии, Алании и Адыгее, после чего посетил Византий. Местами его пламенных проповедей стали Греция и Македония, Вифиния и Скифия. Апостол Андрей закончил свой земной путь в греческом городе Патры. Форму креста для распятия в виде буквы «Х» он выбрал сам, считая, что не достоин распятия на кресте той же формы как у Христа.
Распятие Андрея Первозванного
По преданиям Андрей Первозванный посетил Россию, дойдя до Новгорода, поэтому его считают сугубым святым покровителем нашей страны.
История
История флага насчитывает более 1000 лет. В 832 г. войско, состоявшее из скоттов и пиктов, разбило англов, и тогда король Ангус II провозгласил покровителем Шотландии Андрея Первозванного. Перед битвой облака на небе соединились в косой крест. Но это легенда, а первое достоверное свидетельство использования косого креста встречается на печати шотландской гвардии и относится к 1286 году. В 1606 году образовался союз Англии и Шотландии при вступлении шотландского короля Якоба IV на английский престол. Флагом союзного государства стал Union Jack, объединивший два креста – прямой английский и косой шотландский.
Его можно встретить на флагах многих стран, входивших в Британскую империю до ее распада в ХХ веке. Флаги многих городов также включают в себя косой крест.
История Андреевского флага в качестве морского флага России начинается в эпоху Петра I. Он лично работал над его созданием и перепробовал множество вариантов. Сохранился рисунок Петра, на котором триколор пересекал андреевский крест. По легенде, во время работы он заснул, а пробудившись увидел, что солнечные лучи, преломившись на слюдяном окне, образовали крест синего цвета.
Петр I утвердил Андреевский флаг военно-морским флагом России. Это случилось 11 декабря 1699 года.
С тех пор крестовый стяг стал символом и свидетелем морских побед России. Традиционным напутствием перед боем было: «С нами Бог и Андреевский флаг».
За всю историю он был спущен перед противником лишь дважды. В первый раз это произошло в конце русско-турецкой войны. В 1829 году командующий попавшим в окружение фрегатом «Рафаил» Стройников опустил его, желая спасти жизнь сотен моряков. Имя фрегата было отныне покрыто позором, а офицеры разжалованы. Война подходила к концу, битва ничего не решала, поэтому Смольников нарушил приказ, предписывавший при угрозе гибели приблизиться к кораблю противника и взорвать фрегат. Николай I приказал взорвать корабль, что и сделал адмирал Нахимов в ходе Синопского сражения.
Второй случай произошел во время Цусимского сражения. На вторые сутки трагического для России морского сражения пять оставшихся русских кораблей оказались в окружении более 20 японских судов, и тогда контр-адмирал Николай Небогатов отдал приказ спустить флаги. Жизни более двух тысяч моряков были спасены, но трибунал приговорил Небогатова к расстрелу, который был впоследствии заменен на 10 лет заключения в крепости.
Эти два случая были единственными за два с лишним века использования Андреевского флага на российском военном флоте. Моряки свято чтили честь флага, пренебрегая своими жизнями, а неуважение, проявленное к флагу, считалось тяжким оскорблением и порой едва не приводило к войнам.
Так в 1910 году чуть не вспыхнула российско-австрийская война из-за того, что австрийцы не ответили на салют, отданный русской эскадрой, прибывшей в венгерский порт Фиуме. Австрийцы дважды оскорбили флаг, сначала при заходе кораблей в порт промолчали пушки в крепости, а затем не ответила на приветствие из традиционного 21 залпа и подошедшая вскоре в тот же порт австро-венгерская эскадра. Командующий Николай Маньковский потребовал, чтобы австрийцы дали салют в 8 часов утра при поднятии флагов русскими моряками, угрожая запереть в порту превосходящую по силам в десять раз австрийскую эскадру. Салют наутро австрийцами был отдан
Андреевский флаг в новейшей истории
После революции крестовый стяг на кораблях белогвардейцев продолжал развеваться до октября 1924 года, когда в североафриканском порту Бизерт флаги после признания Францией Советской России были спущены.
На гюйсе (носовом флаге) советских военных кораблей до 1932 года присутствовал андреевский крест.
Вернулся Андреевский флаг указом Ельцина от 21 июля 1992 года. С 2000 г. он стал официальным флагом ВМФ РФ.
Главным корабельным кормовым флагом флота России считается Андреевский флаг. Он представляет собой пересечение двух синих полос на белом фоне. Пересечение этих двух полос называется Андреевским крестом, отсюда и пошло название флага.
История Андреевского флага, как главного флага Российского флота, и история создания данной символики очень давняя: со времен правления царя Петра I. По давнему Библейскому преданию, у царя Петра были свои божественные покровители - братья Апостол Андрей и Апостолы покровительствовали над морской торговлей, потому что занимались ловлей рыбы в Галилейском море. Однажды братья были призваны Христом к себе. Первым из них был Андрей, поэтому его и назвали Андреем Первозванным. Также Апостол Андрей, по древним преданиям, считается покровителем славянских земель и людей, населяющих эти земли. В наше время в деревне под названием Грузино расположен храм имени Андрея Первозванного (раньше же это был город Волхово). Храм был поставлен в честь того, что Святой Андрей побывал в городе и оставил в знак этого свой наперстный крест. Также, по преданию, Апостол побывал на землях городов Новгорода и Киева и тоже оставлял там наперстный крест. В своем путешествии Апостол неустанно проповедовал христианство и смиренный образ жизни, также им была принята мученическая смерть - распятье на кресте.
Впервые в России в 1698 году, царем Петром I был принят орден Им награждали за хорошую государственную службу и различные воинские подвиги. Такой орден представляет собой золотой крест с голубой лентой. Все это крепилось на золотой цепи. На кресте расположена из серебра, в центре звезды - небольшой орел, а на груди у орла - ленточка в виде Андреевского креста.
Впервые символика Андреевского флага была применена не а его отцом - Алексеем Михайловичем. Им был придуман флаг, предназначенный специально для первого военного судна в России. Это судно называлось «Орел».
Царь Петр уделял очень много внимания флагам. Он лично разрабатывал и проектировал флаги для флота. Практически во всех флагах применялась тематика Андреевского креста. Царь при разработке флагов чаще всего применял синий, белый и красный цвета. Все созданные им флаги были приняты флотом. А один из них, который состоял из вертикальных полос белого, синего и красного цветов, стал считаться и даже рисовался в атласах того времени.
Ну, а самой завершающей версией флага, как раз считается Андреевский флаг (синий Андреевский крест на белом фоне). Он и стал главным корабельным символом флота России. Этот флаг в данной форме в Российском флоте просуществовал до ноября 1917 года.
А в 1992 году, 17 января, Российское правительство решило вернуть Андреевский флаг и сделать его вновь России. Возвращение старого морского товарища было принято флотом с большой радостью. Андреевский флаг был освещен в Санкт-Петербурге в Николо-Богоявленском соборе. Его мы можем увидеть на российских судах, как военных, так и гражданских.
Очень распространённой, значимой, узнаваемой символикой можно считать Андреевский крест и Андреевский флаг, фото которого вы видели в предствленной статье.
Связано с постройкой в 1669 году первого русского военного корабля "Орёл". По сохранившимся свидетельствам для "Орла" в 1668 году был изготовлен флаг, состоящий из белого, синего и красного цветов (при чём для изготовления флага потребовалось равное количества ткани каждого цвета), точное расположение цветов не известно, на флаге было велено "написать" российский государственный герб. Существует несколько реконструкций этого флага. Согласно одной из реконструкций (автор П.И.Белавенец) флаг "Орла" был разделён синим крестом на 2 красных и 2 белых поля по стрелецкому образцу (подобные флаги изображены на гравюре Адриана Шхонебека "Осада Азова в 1696 году"(ок 1700). Подобный же флаг вместе с другими вариантами изображён в одной из первых книг о флагах голландца Карла Алярда (1695). Дата издания книги Алярда (1695) не должна смущать читателя, в то время книги печатались очень долго, и в процессе печати вносились исправления и добавления. Реально этот вариант флага мог появиться в книге не ранее 1698 года.
Другие историки считали, что уже на "Орле" появился флаг из трёх горизонтальных полос: белой, синей и красной. Вероятно, первым эту идею высказал историк флота Ф.Ф.Веселаго
Пётр I, увлёкшись идеей создания российского флота, сам учился морскому делу, он ходил на ботике по Переяславскому озеру, Просяному пруду в Измайлово. Ныне ботик Петра I хранится в музее флота. На сохранившихся гравюрах ботик изображён с императорским штандартом на мачте и флагом генерал-адмирала на корме.
Согласно сведениям историка П.И.Белавенеца 6 августа 1693 года в Архангельске на вооружённой яхте "Святой Пётр" Пётр I использовал полосатый бело-сине-красный "флаг царя Московского" с золотым двуглавым орлом на средней полосе. В книге флагов Карлуса Алярда этот флаг описывался так:
"Флаг его Царского Величества Московского разделён на трое, верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царскою каруною венчан двоеглавый орёл, имеющий в сердце красное клеймо, с серебряным Святым Георгием без змия".
Ныне этот флаг хранится в Морском музее Санкт-Петербурга. Он попал туда из Архангельска, где пребывал много лет, будучи подаренным Петром I архиепископу Архангельскому Афанасию.
Некоторые историки склонны считать, что бело-сине-красный флаг заимствован Петром у Голландии (голландский флаг почти такой же, отличается лишь порядок расположения полос). Возможно это так. Но, как видим, использование белых, синих и красных цветов на флаге зафиксировано ещё при царе Алексее Михайловиче, отце Петра, задолго до западноевропейского вояжа Петра Алексеевича. "Голландская" версия также связана и с руководителем постройки "Орла" голландским капитаном О.Бутлером. Ему приписывается идея сделать флаг русского корабля по образцу флагов своей родины.
В 1695 году Пётр I начал войну с Турцией. Это послужило мощным толчком к созданию военного флота. Было построено множество военных кораблей. Российские моряки проникли в Чёрное, а затем и в Балтийское море.
В 1697 году Пётр I учредил новый образец военно-морского флага России, который состоял из горизонтальных белой, синей, красной полос. В октябре-ноябре 1699 года появились первые варианты андреевского флага. В 1699 году, когда корабль "Крепость" отправился в Константинополь, Пётр I в инструкции русскому посланнику Емельяну Украинцеву нарисовал трёхполостный флаг с пересекающим его косым крестом.
Особо Пётр I подчёркивал, что андреевский флаг выбран им в честь Святого Андрея Первозванного "ради того, что от сего апостола приняла Россия святое крещение". Дополнительно андреевский флаг по мысли Петра I показывал, что Россия имеет выход к четырём морям. Весьма вероятно, что на выбор Петра повлиял виденный им в Европе флаг Шотландии (синий с белым Андреевским крестом). Святой Андрей считался покровителем Шотландии задолго до введения его культа в России. Известен шотландский Орден Святого Андрея. Пётр скопировал орден и возможно решил перенести на русскую землю и Андреевский флаг, лишь поменяв его цвета.
На гравюрах с изображениями кораблей того времени можно увидеть различные варианты переходных типов флотских флагов
(часть из них возможно истинна, часть - вероятнее всего ошибочная реконструкция гравёра). Например, на гравюре, изображающей корабль "Предистинация" на носу, на стеньге и на корме изображены флаги из 9 горизонтальных полос; белых, синих и красных (подобная практика была широко распространена в Голландии). Фрегат "Думкарт" изображён с "гибридным" флагом - андреевский крест обрамлён сверху и снизу полосами национальных цветов.
На гравюре с изображением "Полтавы" на корме корабля реет белый флаг с андреевским крестом, не достигающим концами углов флага, на стеньге - императорский штандарт. Впрочем, гравюра "Полтавы" вызывает определённые нарекания. Дело в том, что на носу корабля изображён красный флаг с андреевским крестом в кантоне, а на корме флаг с андреевским крестом во всё полотнище. Такая практика весьма сомнительна. В русском флоте гюйс (носовой флаг) сначала повторял кормовой, а затем был введён единый гюйс. Если на носу "цветной" флаг, то на корме тоже обязательно должен быть такой. Видимо автор гравюры несколько "аппроксимировал" имеющиеся у него сведения.