Знание – результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Термин «знание» употребляется в разных смыслах:
– как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности;
– как познавательно значимая информация;
– как особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью – практическим отношением.
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. – соответствуют специфические виды знаний.
Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знания, то выделяют следующие формы.
Образец задания
B4. Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие обыденное знание, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) назидание
2) личный опыт
4) традиция
5) эксперимент
6) формализация
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
Ответ: 124.
Тема 5. Научное познание
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Основными особенностями научного познания являются следующие:
– объективность добываемого знания;
– развитость понятийного аппарата (категориальность);
– рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
– проверяемость;
– высокий уровень обобщения знаний;
– универсальность;
– использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире – будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Научный факт (лат. factum – сделанное, совершившееся) – отражение объективного факта в человеческом сознании , т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно‑всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
Проблема может быть теоретической или практической.
Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких‑либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.
Гипотеза (гр. hypothesis – основа, предположение) – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании .
В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение.
Теория (гр. theoria – наблюдение, рассмотрение, исследование) – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Структура теории
Исходные основания : фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т. п.
Идеализированный объект данной теории.
Логика и методология , применяемые для построения теории.
Совокупность законов и утверждений , выведенных из теории.
Ключевой элемент любой теории – закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов.
Метод (от гр. methõdos – путь исследования) понимается как орудие, средство познания . В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).
Научный метод характеризуется двумя важными качествами – строгостью и объективностью .
Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.
К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.
Анализ (гр. analysis – разложение) – процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
Синтез (гр. synthesis – соединение) – процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
Познание не может сделать действительного шага вперед, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза органическая, внутренне необходимая.
Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.
Индукция (лат. inductio – наведение) – путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
Дедукция (лат. deductio – выведение) – доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia – соответствие) – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях . В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
Моделирование (фр. modele, от лат. modulus – образец, мера) – воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения . Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.
Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого‑либо свойства или отношения . В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.
К универсальным методам познания относится идеализация – мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности . Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твердое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.
К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.
Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.
Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от абстрактного к конкретному.
Формализация (лат. forma – вид, образ) – уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов .
Математизация – использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.
Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно‑технический прогресс.
Образец задания
B6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Свои выводы наука формулирует в ____________(1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего ____________(2) к изучаемым явлениям. Все, что наука делает своим ____________(3), она исследует со стороны закономерностей и ____________(4). Научное познание опирается на систему ____________(5) и вырабатывает свой собственный ____________(6), отличный от обычного».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) вопрос Б) предмет В) проблема
Г) метод Д)схема Е)теория
Ж) язык З)субъект И) причина
В приведенной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Ответ: ЕЗБИГЖ.
Виды знаний являются одним из центральных понятий в курсе обществознания. При рассмотрении вопроса важно разбираться в многообразии классификаций и в уровнях.
Знание представляет собой сочетание чувственного познания с рациональным. В ЕГЭ вопросы бывают связаны не только с определением, но и классификацией.
Давайте обо всём по порядку разберёмся в этой теме.
Что такое знание
К основным значениям понятия «знание» относятся:
- Отражение в человеческом мышлении результата познавательной деятельности.
- Правильный, проверенным временем опыт, являющийся таковым и в персонализированном, и в доказуемом отношении.
- Предмет организационной деятельности людей, существующих на разных житейских уровнях.
Первую концепцию классификации знания сформулировал О. Конт. Он указал поэтапно сменяющиеся последовательности: религиозное, философское и позитивное (наука). Уровни познания оказали сильное влияние на видения о знании.
Классификация знаний
Рассмотрим основные классификации:
- по источнику сведений – при общении с людьми, на бумажных носителях, на электронных ресурсах, в сети интернет и на объектах культуры;
- по методу получения информации – текстовой формат, изображение в виде картинки, устная речь;
- по степень организованности – строгие, структурированные и неформальные;
- по области деятельности – биологическое, правовое и так далее.
Методы получения сведений также подразделяют знания на связанные со сверхъестественным, бытовые, житейские. Последние строятся на конкретных действиях, связанных с освоением и преобразованием мира.
Виды человеческих знаний
Основные виды знаний в современной классификации:
- Обыденное или житейское – связано с ежедневным опытом человека, то есть по сути это констатация фактов повседневной жизни. Именно оно во многом определяет поведенческие привычки людей, принципы их взаимодействия с другими и природой.
- Мифологическое – связывает эмоции и рациональное исследование. Характерно для раннего этапа формирования общества, где человек формулировал реальность, наблюдая за явлениями.
- Религиозное – основано на вере в высшие силы. Важно, что результаты познавательной деятельности фиксируются в форме очевидных образов. Религия дает людям ценностные ориентиры.
- Художественное – не стремится отобразить действительность четко и обоснованно. Художественный образ допускает вымысел.
- Философское – основано на видении мира, которое объясняется рациональными связями.
- Рациональное – строится на понятиях логики и мышлении.
- Иррациональное – не подчиняется логическим законам, как правило, основано на эмоциях, аномальных явлениях и переживаниях.
- Личностное или неявное – связано с индивидуальным восприятием мира конкретным человеком, оно носит поверхностное представление реальности.
- Квазинаучное – объединяет некоторые виды знаний и представлено в виде мистических образов, магии. К квазинаучному виду относят такие науки как алхимия, астрология, эзотерика и так далее. Они могут быть полезными, но сложно доказуемыми.
Формы знаний
Что касается форм знаний, то их подразделяют на научное и многообразие ненаучных. Особенностью научного является то, что оно объективно и систематизировано.
К основным признакам относятся:
- рациональность – получено в результате интеллекта и мыслительной деятельности индивида;
- сформулировано кратко в виде принципов, законов, норм;
- систематизировано – повторяющееся;
- получается в результате эмпирических исследований;
- стремится к точности и конкретике;
- доказуемо и обладает научным языком;
- не предполагает авторскую трактовку.
Ненаучное знание подразделяют на следующие виды:
- Донаучное – информация, постигнутая до зарождения современных научных представлений.
- Паранаучное – противоположность или изменение текущих видов знаний. Примеры: астрология, уфология или экстрасенсорика.
- Вненаучное – искажение представлений о действительности, связано с отсутствием терпимости.
- Антинаучное – свойственно ложное, утопичное, в частности вера в устойчивое убеждение.
- Псевдонаучное – игнорирует экспериментальный опыт, противоречит принятым принципам в сторону веры, а не логики.
- Лженаучное – нет ни доказательств, ни опровержений, используются пассивные представления и предположения.
Стоит отметить: истинное знание – соответствие фактов и высказываний о них. Искажающие действительность видение мира не может быть абсолютной истиной.
Не только теоретические, но и практические знания требуются человеку для ориентации в мире, а также объяснения логики определенных событий. Они позволяют планировать и предвидеть явления. На выходе обработка и использование знаний порождает новые виды и формы.
К ключевым процессам относятся: изучение, накапливание, хранение и обработка знаний, а в дополнение — их передача другим индивидам. Необходимые энциклопедические сведения в современном мире доступно получить посредством интернета.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Сфера материального производства является важнейшей (первой) всеобщей сферой жизнедеятельности общества как системы. Но как воплощение чувственно- практической деятельности людей она тесно связана со сферой теоретической дея¬тельности (вторая всеобщая сфера), которая поставляет обществу знания о том, как устроен мир, подвергаемый практическому преобразованию. Это знание, разумеется, может приобретать самую разную форму - существовать в виде науки, магии, традиции, астрологии. В любом случае общество постоянно собирает информацию о внешней по отношению к нему среде, делая это профессией для определенного круга лиц - жрецов, деятелей церкви, ученых.
Третью всеобщую сферу жизни общества составляет деятельность людей по ценностному освоению действительности. Этим занимается, прежде всего, философия, искусство, религия. Ценности связывают сферы материального производства и теоретической деятельности. Любая осознанная, целенаправленная человеческая дея¬тельность может достичь положительного результата для жизни общества, индиви¬дуальной жизни, если человек имеет ценностные представления, которые будут вовлечены в его целенаправленную деятельность.
Помимо трех выделенных всеобщих сфер жизнедеятельности людей в обществе, которые соответствуют трем сферам освоения ими внешней действительности, необходимо указать на существование еще одной всеобщей сферы - управления общественными процессами, то есть управления обществом как целостной саморазвивающейся системой. С момента появления классов и государства как аппарата власти сфера управления принимает характер политического управления обществом. (...) И наконец, последняя всеобщая сфера жизнедеятельности людей - это собственно социальная сфера. Она в известной мере противостоит первым трем сфе¬рам и сфере управления обществом. В социальной сфере происходит потребление общественным человеком того, что создается в производственной сфере - в материальном производстве, в науке, в ценностной сфере. Это потребление вместе с тем является и производством, воспроизводством человека как природного, социально¬го и духовного существа.
Если бы все люди занимали абсолютно одинаковое положение с точки зрения их доступа к общественному богатству, то воспроизводство человека представляло бы собой в значительной мере управленческую, технологическую, но не политиче¬скую проблему. В реальной же жизни положение людей в обществе по способам присвоения (или освоения) накопленных обществом богатств сильно разнится меж¬ду собой. Существование богатых и бедных, стариков и детей, одаренных природой и обойденных ею делает картину социального положения людей и социальных отношений чрезвычайно запутанной. Но в правильном и своевременном решении со¬циальных проблем - ключ к нормальному функционированию и развитию обще¬ства как системы.
Понимание специфики всеобщих сфер, и тем более их количества, может быть различным. Но главное здесь в другом. Обмен деятельностью между людьми есть сущность общественного взаимодействия между ними. От того, как устроен механизм обмена деятельностью, зависит и оценка общества как справедливо или не¬справедливо устроенного и понимание того, что необходимо сделать для устранения существующей несправедливости,
(И.Т. Фролов)
Пояснение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
2) вид (форма) знания, известная из курса (например, мифы, народная мудрость, повседневный опыт);
пример (допустим: знание примет, предвещающих дождливую погоду, или зна¬ние о сторонах света, основанное на повседневных наблюдениях за растениями).
Могут быть приведены иные примеры.
Раздел Познание
Познание: уровни и методы.
Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире .
Субъект познания | Результат | Объект познания |
||||
Познающий человек, наделенный волей и сознанием, или коллектив | Все общество | Познаваемый предмет, (процесс, явление, внутреннее состояние человека) | Весь окружающий мир |
Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.
Агностицизм (гр. agnostos - Недоступный познанию) | Скептицизм (гр. skeptikos - рассматривающий, критикующий) | Оптимизм |
(лат. optimus - |
||
наилучший) |
||
Отрицает полностью или частично возможность по- знания мира, познание не дает достоверных сведений о мире | Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер | Утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверныхзнаний о мире |
Познание имеет два уровня (две стороны) - чувственное познание - осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание - присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Формы чувственного познания
Ощущение - отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосред-
Ственного воздействия на органы чувств.
Восприятие - чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздейст-
Вующих на органы чувств.
Представление - чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Формы рационального познания
Понятие - мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.
Суждение - мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении.
Умозаключение (вывод) - мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания.
Эмпиризм - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Чувственное познание | Рациональное познание |
Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов | Опора на результаты чувственного познания Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений |
Истина - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Абсолютная истина - это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Критерии (измерители, показатели, то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения) истины:
соответствие законам логики;
соответствие ранее открытым законам науки;
практика;
простота, экономичность формы.
Заблуждение - это НЕсознательное искажение образа объекта, это содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истину.
Ложь - это сознательное искажение образа объекта.
Знание - результат познания действительности, полученное человеком в ходе активного отражения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Виды знания
Наименование | Сущность |
Житейское | Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. |
Научное | достоверное обобщение фактов, облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.) |
Художественное | Строится на образе. Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действительности, средства , при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); большую роль в процессе познания играет воображение и фантазии познающего субъекта. |
Иррациональное | Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки |
Личностное | Зависимо от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности |
Научное познание
Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных , системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Основными особенностями научного познания являются следующие:
Объективность добываемого знания;
Развитость понятийного аппарата (категориальность);
Рациональность, связанная с непротиворечивостью,
Системность;
Доказательность и проверяемость;
Высокий уровень обобщения знаний;
Универсальность;
Использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы .
Уровни научного познания | Формы научного познания | Методы научного познания |
Эмпирический (выявление объективных фактов) | Научный факт | Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение |
Теоретический (выявление закономерностей, внутренних связей) | Проблема Гипотеза | Анализ и синтез, дедукция и индукция,аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация, формализация, математизация |
Закон - объективная, существенная, всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Проблема - осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
Гипотеза (гр. hypothesis - основа, предположение ) - научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке , обосновании.
Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, система законов.
Метод (путь исследования) понимается как орудие, средство познания .
Наблюдение | Эксперимент (лат. - проба, опыт) |
Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования | Исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении |
Отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования | Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования |
Возможность использования приборов и инструментов | Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствующих технических устройств |
К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.
Анализ (гр. analysis - разложение) - процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
Синтез (гр. synthesis - соединение) - процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
Индукция (лат. inductio - наведение) - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактор совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
Дедукция (лат. deductio - выведение) - доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia - соответствие) - сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
Моделирование - воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.
Абстракция (от лат. abstractio - отвлечение) - один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения.
Формализация (лат. forma - вид, образ) - уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Математизация - использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.
«Свои выводы наука формулирует в____________(1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего_____________(2) к изучаемым явлениям. Все, что наука делает своим___________(3), она исследует со стороны закономерностей и_______(4). Научное
познание опирается на систему__________(5) и вырабатывает свой собственный ___________(6), отличный от
обычного».
А)вопрос Е) теория
Б) предмет Ж) язык
В) проблема 3) субъект
Г) метод И) причина
Ответ: ЕЗБИГЖ.
Социальные науки, их классификация
Социальные науки - форма духовной деятельности людей, направления на производство знаний об обществе.
Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология.
Важнейшие социальные науки
Наименование | Сущность |
Социология (гр. societas - общество и гр. logos - учение, слово) | Наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных |
Философия (гр. phileo - люблю и sophia - мудрость) | Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания |
История | Наука, изучающая прошлое человеческого общества |
Культурология (лат. cultu-га - возделывание, обрабатывание и гр. logos - учение, слово) | Комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю совокупность знаний о культуре |
Политология (гр. polity - права гражданства, политический порядок и logos - учение,слово) | Наука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни (институты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом |
Правоведение | Наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности |
Экономика (от гр. oikos - домашнее хозяйство и по-mos - правило) | Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности |
Эстетика (гр. aisthetikos - чувствующий, чувственный) | Наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты |
Этика (гр. ethos - привычка, обычай) | Одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль |
Социальное и гуманитарное знание
Социальное познание - процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
Особенности социального познания
1. Субъект и объект познания совпадают .
2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания.
3. Социальное знание всегда нагружено оценкой , это ценностное знание. естествознание - «истины разума», обществознание - «истины сердца».
4. Сложность объекта познания - общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено.
5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.
Описать и понять социальные явления позволяет правильный подход к ним. Это означает, что социальное познание должно опираться на следующие принципы :
Рассматривать социальную действительность в развитии;
Изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;
Выявлять общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях.
Интерпретация социального факта - это сложная процедура его истолкования, обобщения, объяснения.
Тема считается сложной, так как мы изучим сущность внутренних процессов головного мозга и Мы определим понятие ИСТИНА, а также выделим ВИДЫ ЗНАНИЙ. Каждую тему мы начинаем с определения. Итак, что такое познание? Если это человеческая то для чего она, на что направлена, какова ее ЦЕЛЬ?
Вспомним, какие признаки характеризуют ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека? Это Соответственно, это признаки и ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Итак, даем определение!
Чем она характеризуется, какие проблемы решает? Теория познания носит название ГНОСЕОЛОГИЯ (от греческого гнозис – знание). Гносеология решает ряд важных познавательных проблем порядка.
Итак, познаваем ли мир? Если Вы отвечаете ДА, вы – ГНОСТИК! Если отвечаете отрицательно, имея ввиду слабость органов чувств человека (общеизвестно, то, что обоняние собаки гораздо сильнее человеческого, зрение хищных птиц во много раз превосходит зрение человека), то Вы – АГНОСТИК. Ирландский философ Д. Беркли так иллюстрировал эту дискуссию на примере спора греческих мудрецов Филониуса и Гиласа.
Поистине, мое мнение заключается в том, что все наши мнения одинаково суетны и недостоверны. То, что мы одобряем сегодня, мы осуждаем завтра… И я не думаю, чтобы мы могли познать что-либо в этой жизни. Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало.
Филониус. Как! Ты говоришь, что мы ничего не можем познать, Гилас?
Гилас. Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу или то, что она такое сама в себе.
Филониус. Ты хочешь сказать, что я в действительности не знаю, что такое огонь или вода?
Гилас. Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств. Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме» (Д. Беркли).
Попробуйте определить, кто здесь ГНОСТИК, а кто АГНОСТИК? Гилас утверждает:
«…Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало… Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу… Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме…».
Он отрицает возможность ИСТИННОГО познания, он АГНОСТИК. Итак, еще один важный для нашего занятия, ключевой термин:
ИСТИНА – это соответствие наших представлений о познаваемом объекте его реальной сущности.
Другие важные вопросы теории решаются в зависимости от типа МИРОВОЗЗРЕНИЯ – и (ПРАКТИЧЕСКОГО). Человек с религиозным типом мировоззрения на вопрос о происхождении мира ответит «Это акт божественного творения», а с научным – с точки зрения теории «Большого взрыва».
И тот и другой человек в данном случае будет прав… Прав с точки зрения своего типа мировоззрения! Здесь мы подходим к ВИДАМ ИСТИНЫ. В данном случае – истина Обе субъективные точки зрения одинаково общеприняты! Агностики утверждают невозможности достижения полного знания о предмете, явлении. По их мнению, постичь суть вещей невозможно, можно только приблизиться к полному, исчерпывающему знанию. Значит, они признают возможность ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ. Гностики, наоборот, признают возможность получения полного знания – АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ. Таким образом, выделяют два вида истины – АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА.
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – исчерпывающее знание о предмете (явлении), которое никогда не будет опровергнуто.
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — ? Подумайте над формулировкой?
Мы видим, что сложность темы в том, один тип истины легко переходит в другой, а затем может превратиться в Так, представления средневековых людей об устройстве мира были для них АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ (Земля – центр Вселенной), были опровергнуты ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ТЕОРИЕЙ Коперника – Бруно, а нам сегодня представляются смешным заблуждением.
Каков механизм ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека? Начало ему дают наши органы чувств, которые соприкасаясь с познаваемым объектом, поставляют информацию о нем головному мозгу (зрение, осязание, обоняние, слух, вкус). Эта первичная информация есть
Другие формы ЧУВСТВЕННОГО (ОПЫТНОГО, ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ) – (оценка полученной от ОЩУЩЕНИЯ и – образ воспринятого объекта, который наш мозг с помощью АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ может воспроизвести в любой момент, даже не соприкасаясь с ним органами чувств.
Для каких видов ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ характерно Для А вот основана на рациональном логическом мышлении. Но, информацию ей дает чувственное познание, например.
Наука – понятийное знание. Соответственно, РАЦИОНАЛЬНОЕ (умственное) познание начинается с
ПОНЯТИЯ – определения изучаемого объекта
.
Понятия связываются в СУЖДЕНИЕ – законченную мысль.
Цепочка логичных суждений превращается в УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – конечный вывод
, который в науке носит форму ТЕОРИИ, объясняющей познаваемое явление.
Таким образом, чувственное познание является предпосылкой
Основными способами познания, которые формируют в результате специфические ВИДЫ являются
- РЕЛИГИОЗНОЕ ПОЗНАНИЕ – основанное на вере;
- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ – средствами искусства, основанное на представлениях о прекрасном;
- НАУЧНОЕ – основанное на теоретических и логических рассуждениях;
- ОБЫДЕННОЕ – основанное на практическом опыте и повседневных представлениях человека.
Теперь закрепим полученные сегодня теоретические знания на примере решения заданий! Вначале выполним задание 27 тестовой из (на примере
Применяем наши знания по теме «Виды знаний» и вписываем недостающие слова и словосочетания в пропуски.
И наш ответ, который мы переносим в бланк — это цифровая последовательность 769854. А теперь делаем сложное письменное задание 25 из демоверсии ЕГЭ 2016.
Задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) определения истины, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида истины.
Рассуждаем! Мы сегодня определили две истины – относительную и абсолютную. Значит, относительная истина – это вид истины. Теперь вспомним, что ее отличает, особенность? Например, результат определенного уровня развития науки.
Даем определение:
«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки».
В определении ИСТИНЫ видим, что это знание, соответствующее реальной действительности. Отвечаем, максимально подстраиваясь под формулировку вопроса:
«Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности».
Одно предложение, раскрывающее особенности этого (относительной) вида истины. Чем еще характеризуется ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА?
«Относительная истина характеризуется субъективностью».
И наш полный ответ:
«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки.
1. Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности. 2. Относительная истина характеризуется субъективностью».
Таким образом, мы сегодня разобрали с вами две темы из – Виды знаний. Понятие истина, ее критерии.