Произведение «Бежин луг» входит в известный цикл рассказов «Записки охотника», которые впервые стали публиковаться в журнале «Современник» в 1847 году. Тургенев показал общественности крестьянское сословие в новом свете, заставляя читателей добровольно задумываться о судьбе этих простых людей. Название самого цикла детально раскрывает содержание всех произведений, составляющих его, но при этом смысловая нагрузка каждого из них заслуживает отдельного внимания.
Стимулом к созданию «Записок охотника» послужило для Тургенева его знакомство с литературным критиком В. Г. Белинским. Он и вдохновил Ивана Сергеевича на это творчество, которое впоследствии стало отправной точкой в вовлечении читателей в жизнь крестьян и их быт.
Проводя лето в деревне, Тургенев сам глубже проникал в жизненный уклад простого люда, наблюдал и делал заметки. «Бежин луг», в частности, словами автора раскрывает личность, характеры и мышление крестьянских детей.
Сперва Тургенев, посвящая все свое свободное время общению с крестьянами и их детьми, попутно создавал черновик своих наблюдений, периодически внося множество поправок и дополнений. А в 1851 году рассказ был завершен и в полном объеме опубликован в «Современнике».
Жанр, направление
Цикл «Записки охотника» — это сборник рассказов, и жанром данного произведения, соответственно, является рассказ, чей повествовательный характер, согласно литературному определению, и раскрывает конкретный эпизод.
Казалось бы, И. С. Тургенев — яркий представитель реализма в литературе 19 века. Однако в его рассказе «Бежин луг» прослеживаются нотки романтизма. Чувства главных героев неразрывно связаны с описанием природы, они постоянно перекликаются. Более того, некоторые природные явления имеют явный сказочный подтекст, быть может, основанный на мифах, тем не менее, при прочтении ощущается тревожное нагнетание атмосферы вокруг. Это состояние граничит с душевностью изложения автором своих воспоминаний. Выражается это посредством описания внешности главных героев. Тем самым в рассказе проявляются черты поэзии.
Суть
Повествование ведется от лица автора, и вот, о чем он говорит: рассказчик, отправившись на охоту вместе со своей собакой, заблудился в лесу. Плутая до наступления темноты, он оказался у оврага, под которым разглядел равнину. В тех местах она была известна под названием Бежин луг. Сквозь сумрак ночи охотник заметил на нем несколько человек, копошащихся у костров. Спустившись к ним, понял, что это были крестьянские мальчишки разного возраста, всего их было пятеро. Ребята сторожили ночью пасущийся табун лошадей. Автор попросился заночевать с ними в поле, сообщив, что заблудился. Мальчики сначала настороженно отнеслись к ночному гостю, но немного поговорили с ним, а после сидели у костра и молчали какое-то время. С ними были две большие собаки.
Автор улегся под кустик чуть поодаль от ребятишек и, пока не уснул, наблюдал за ними. Мальчишки поочередно рассказывали друг другу старые деревенские байки и легенды, эмоционально делились своими переживаниями на этот счет. Некоторые истории из их уст звучали довольно пугающе и зловеще. А слова одного из них о том, что все в жизни каждого предопределено, и судьбу свою никто не минует, тяжелым грузом повисли в теплом ночном воздухе, заставив героев на время умолкнуть и задуматься.
Ребята рассказывали друг другу удивительные истории о домовом, лешем и водяном, напоминая о трагическом финале некоторых из них. В итоге печальный исход постиг одного из мальчишек: в том же году он погиб, упав с лошади. Об этом мы узнаем от автора, когда тот уже покинул свой нечаянный ночлег, поутру кивнув на прощание тому самому пареньку. Подробнее о сюжете мы написали в , там описаны основные события из рассказа.
Главные герои и их характеристика
- Федя выглядел самым старшим из них, лет четырнадцати. По его внешнему облику и особенностям держать себя рассказчик высказывает предположение, что мальчик из богатой семьи, а ночь в поле с табуном он проводит лишь ради забавы. В Феде чувствуется уверенность и стремление вести себя с остальными ребятами на правах старшего.
- Другой мальчик, Павлуша , является полной противоположностью первого относительно своего происхождения. Одет он бедно, однако сразу вызывает симпатию автора. На Павла была возложена ответственность за похлебку в котелке, он хорошо разбирался в речной рыбе и звездах на небе. Плюс ко всему мальчик оказался очень смелым: не испугавшись, он один побежал ночью вглубь леса за хищным зверем. А вернувшись, рассказал, как склонившись к реке, услышал зов водяного. Но, не будучи от природы суеверным, Павел сказал, что является фаталистом, верит только в судьбу. О его печальной и внезапной гибели читатели узнают в конце рассказа.
- Илья , по сравнению с Павлом, оказался трусоват. Он был испуган рассказом друга о водяном. На вид ему лет двенадцать. Автор описывает его опрятным крестьянским мальчиком, трудолюбивым и твердо верившим во все народные приметы.
- Костя , мальчик лет десяти, одет был бедно, обладал задумчивым и вместе с тем печальным взором. Автор рассмотрел в его взгляде желание высказать некие свои мысли, но, казалось, что мальчик не находит для их выражения слов, отчего и печалится.
- Самым молчаливым неприметным оказался и самый младший из ребятишек, семилетний Ваня . Он лишь изредка поднимал свою голову, свернувшись калачиком под рогожей. Его внешний облик автор не описывает, но сообщает другие важные характеристики мальчика. Ваня наблюдателен, мечтателен, чуток и душевен. Это становится очевидным из его восхищения ночным звездным небом и природой в целом.
Тургенев трепетно описывал мальчиков, восторгаясь их нравом, трудолюбием, выносливостью с раннего детства и сформировавшимся взглядом на окружающий мир.
Темы и проблемы
- Основная тема рассказа — тема природы, а также ее единение с людьми. Автор уделяет повышенное внимание описанию природы тех мест, где происходят события, используя множество ярких и звучных эпитетов. Природа подчеркивает эмоции и чувства его героев, раскрывает их. Именно в гармонии человека и окружающей среды Тургенев видит основу всей жизни, а в детях — будущее. Писатель подчеркивает, насколько важно с малолетства взращивать в детях любовь к труду, любовь к ближнему, говорит о важности коллективной работы и взаимовыручки. И все это на фоне бережного отношения к природе.
- Отдельной строкой можно выделить тему народных верований , примет и нечистой силы. Автор подчеркивает то, насколько твердо в сознании деревенских жителей сидит убеждение в существовании сверхъестественного. Однако на общем фоне выделяется прагматично настроенный Павлуша. Несмотря на то, что он ясно слышал голос водяного, обращенный к нему самому, мальчик уверенно заявлял о своих позициях фаталиста.
- Гармоничное взаимодействие человека и природы является и проблемой рассказа «Бежин луг». Также можно выделить проблему детской души, детской психологии и мировоззрения. Автор пытался побудить читателей относиться с любовью и нежностью к крестьянским детям, задуматься об их дальнейшей судьбе на примере Павла. Через образы пятерых ребятишек Тургенев показал, как тонко простые крестьянские мальчишки могут чувствовать природу, бережно обходиться с ее дарами, насколько богат их духовный мир.
Главная мысль
Автор неочевидно рассуждает о крестьянском сословии, пробуждая интерес к простым людям как наиболее трудолюбивым, честным и открытым. Он указывает на тот факт, что они достойны не меньшего уважения, чем приверженцы других слоев населения. Ведь уважение и любовь должны быть спутниками жизни не по принципу происхождения, а в дар за заслуги, в этом и заключается смысл рассказа.
Проводя много времени с крестьянами и их детьми, Тургенев убедился, насколько это выносливые и старательные люди, с малых лет привыкшие к труду и выполнению своих обязанностей, насколько душевными и глубокими людьми могут оказаться некоторые их них. Эту мысль и старался донести автор до своих читателей.
Основная идея рассказа – это писательский посыл об ответственности за свою жизнь и отсутствии уныния. Ведь, невзирая на все тяготы крестьянской жизни, эти пять ребятишек находили свои радости. Выгонять табун лошадей на ночь в поле для них было своего рода приключением. Разговоры о нечистой силе сближали мальчиков, не давая думать об усталости. А возможность оказаться на лоне матушки-природы — для них самая значительная награда за труд.
Чему учит?
Рассказ учит созиданию чувства любви и уважения к природе, способности понимать и оберегать ее. Важным аспектом этого является то, что сама природа уравнивает всех людей, не разделяя их на сословия. Воспитание в себе уважительного отношения к людям является залогом счастливой и гармоничной жизни. При этом она может быть полноценной и без основных материальных благ. Для принятия этой мысли автор намекает нам о важности обретения в себе способности замечать красоту и радость в мелочах. Это и есть вывод, который можно сделать из чтения данной книги.
Также мораль рассказа заключается в том, что природа и труд сближают людей и делают их внутренний мир богаче. Герои – еще совсем дети, но уже рассуждают о таких серьезных предметах, как судьба. Значит, для полноценного развития человеку достаточно ответственного труда и возможности постигать красоту через общение с природой.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!Иван Тургенев - подлинный мастер слова, который в своих произведениях умело смешивал слова литературного языка и диалектизмы Орловской губернии. Рассмотрим роль описания природы в рассказе «Бежин луг», входящем в замечательный цикл «Записки охотника», знакомство с которым происходит в средней школе.
Особенности пейзажа
Природа занимает в небольшом рассказе Тургенева особое место, словно становится еще одним его действующим лицом. Будучи настоящим патриотом, писатель настолько проникновенно и точно описывает место действия, что у читателя перед глазами оживают подлинно прекрасные картины. Посмотрим, как описание природы в рассказе «Бежин луг» помогает воплотить в жизнь авторский замысел.
Сначала писатель подробно описывает место действия. Его герой направляется на охоту в Тульской губернии, при этом время действия также указывается - «прекрасный июльский день». Какая же картина встает перед глазами читателей, знакомящихся с рассказом?
- Раннее ясное утро. Интересно, что, будучи настоящим знатоком народных примет, Тургенев обозначает, что такая погода, как правило, устанавливается ненадолго.
- Утренняя заря заливается кротким румянцем, будто робкая стыдливая девушка.
- Солнце - приветливое, лучезарное, доброжелательное, сам образ дарит хорошее настроение.
- Описывая небо, Тургенев активно использует уменьшительно-ласкательную лексику: «облачка», «змейкой», сравнивает облака с разбросанными по бескрайней морской глади островами.
Картина действительно восхитительная, при этом каждое слово описания природы в рассказе «Бежин луг» дышит искренней авторской любовью и не может оставить равнодушными вдумчивых читателей, вызывает отклик в их душах.
Композиция
Несмотря на то что произведение небольшое по объему, в нем можно выделить несколько смысловых частей:
- Описание прекрасного утра, которое переходит в погожий день, будто идеально созданный для охоты.
- Охотник заблудился, вокруг него сгущается тьма.
- Встреча с мальчиками, мир вновь обретает свои прекрасные краски.
- Ночь становится торжественной и величавой.
- Наступает утро.
Краткое описание природы в рассказе «Бежин луг» можно встретить в каждой из этих смысловых частей. Причем везде пейзаж будет живым, психологичным, не просто фоном, но действующим лицом.
Природа и настроение героя
Итак, сначала Тургенев рисует нам картину раннего утра, именно тогда и началась охота его героя на тетеревов. Сама природа словно выражает приподнятое настроение персонажа. Он настрелял много добычи, насладился удивительными пейзажными видами, подышал чистейшим воздухом.
Далее описание природы в рассказе «Бежин луг» становится еще более важным - окружающий мир начинает выражать настроение героя. Он понял, что заблудился. И природа меняется вместе со сменой его настроения. Трава становится высокой и густой, ходить по ней «жутко», появляются отнюдь не приятные человеку обитатели леса - летучие мыши, ястреб. Сам пейзаж словно сопереживает заплутавшему охотнику.
Картина ночи
Наступает ночь, охотник понимает, что он совершенно заблудился, устал и не знает, как выйти к дому. И природа становится соответствующей:
- Ночь приближается, «словно грозовая туча».
- Темнота «льется».
- «Все кругом чернело».
- Появляется образ пугливой птицы, которая, случайно задев человека, поспешно скрылась в кустах.
- Мрак становится угрюмым.
- Жалобно пищит испуганный зверек.
Все эти образы полны психологизма, помогая Тургеневу передать внутреннее состояние своего героя. Заметим, что напрямую очень мало говорится о том, что охотник испуган, устал, начинает испытывать досаду. Все его внутреннее состояние автор выражает через описание природы в рассказе «Бежин луг». И мастерство его поражает.
Поэтому пейзаж становится не просто местом действия, но и способом выразить мысли и переживания героя.
Встреча с мальчиками
В анализе описания природы в рассказе «Бежин луг» отрывок, повествующий о встрече героя с деревенскими мальчишками, имеет особое значение. Заметив в отдалении огоньки, уставший охотник решает выйти к людям, чтобы переждать ночь. Именно так он и встречает простых и бесхитростных мальчиков, которые заслуживают его симпатию и восхищение своей близостью природе, полной искренностью. После разговора с ними меняется и авторское восприятие окружающего пейзажа, исчезает его мрачность, унылость и черные краски. Процитируем: «Картина была чудесная». Казалось бы, ничего не изменилось, все та же ночь, так же герой далек от дома, но его настроение улучшилось, описание природы в рассказе «Бежин луг» становится совсем иным:
- Небо стало торжественным и таинственным.
- Окружают персонажей животные, которые издавна считались друзьями и помощниками людей - лошади и собаки. При этом очень важны звуки - если раньше охотник слышал жалобный писк, то теперь воспринимает, как лошади «бодро жуют» траву.
Посторонние пугающие шумы не тревожат героя, рядом с деревенскими ребятами он нашел покой. Поэтому описание природы в рассказе «Бежин луг» помогает не просто воссоздать место действия, но и выразить чувства и переживания героя.
Способы художественного рисования
Для создания картин окружающего охотника пейзажа писатель использует цветовые и звуковые образы, а также запахи. Именно поэтому описание природы в рассказе «Бежин луг» Тургенева получается живым и ярким.
Приведем примеры. Чтобы воссоздать прекрасные картины, открывающиеся взору героя, прозаик использует огромное число эпитетов:
- «Круглое красноватое отражение».
- «Длинные тени».
Имеется и большое количество олицетворений, ведь описание природы в рассказе «Бежин луг» показывает ее живым действующим лицом:
- пыль несется;
- тени добегают;
- мрак борется со светом.
Есть в изображении окружающего мира и звуки: собаки «злобно лают», «детские звонкие голоса», звонкий хохот мальчиков, лошади жуют траву и фыркают, рыба негромко плещется. Присутствует также и запах - «запах русской летней ночи».
В небольшом отрывке Тургенев использует огромное число изобразительно-выразительных приемов, которые помогают ему нарисовать подлинно великолепную, наполненную жизнью картину окружающего мира. Именно поэтому можно сказать, что роль описания природы в рассказе «Бежин луг» велика. Зарисовки помогают автору передать настроение героя, который близок по духу самому Тургеневу.
В цикле «Записки охотника» автор только один раз попытался дать художественное изображение крестьянских детей, окутав их всеми поэтическими прелестями летней русской ночи. Речь идет о рассказе "Бежин луг", краткое содержание и анализ которого мы предлагаем вашему вниманию.
Стеречь всю ночь табун лошадей - большой праздник для деревенских мальчиков. Вот на такую группу ночных сторожей-детей и набрел автор. Дело было ночью. Они сидели вокруг горящего костра. Над ними висело темное чистое небо. Кругом тишина, прерываемая лишь внезапным всплеском большой рыбы в ближайшей реке, или прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... Тихонько потрескивали огоньки костра.
Среди этого ночного безмолвия, слабо освещаемые мерцающими звездами на ясном небе, сидят эти мальчики и тихо беседуют меж собой на самые для них захватывающие темы. Здесь, в тиши, на лоне природы, они чувствуют себя свободно и независимо, и могут, не боясь окриков старших, поведать друг другу, что у них у каждого таится в душе, что давно и непрерывно стучится в их детские умы. События, нарушившие деревенское однообразие, толки и беседы взрослых по поводу этих явлений, своеобразно отлагались в детских душах. И вот теперь автор подслушал их ночной разговор, обвеянный страхом суеверий и таинственностью самих фактов, которые проносятся в воображении мальчиков из рассказа "Бежин луг".
Краткое содержание их беседы следующее. Прежде всего речь заходит о домовом, которого, по словам Илюши, видеть нельзя, а слышать можно, и он рассказывал о том, как они с товарищами напугались, слыша, как домовой по плотине ходил, а доски под ним так и гнутся, слышал даже, как он кашлянул и, по догадке рассказчика, от сырости, вероятно. Призадумались мальчики и помолчали. А Павлуша услышал: «Вишь, плеснула - должно быть, щука... А вон звездочка покатилась». Домового сменила русалка, которая повстречалась плотнику Гавриле в лесу: с тех пор он все и молчит. Об этом эпизоде рассказывает уже другой мальчик, Костя. И на предположение одного мальчика, что Гаврила, герой этого рассказа, понравился, видно, ей, Илюша уверенно отрицает это: «Защекотать она его хотела».
После этого все смолкли и вздрогнули, когда в отдалении вдруг раздался звенящий, протяжный звук. Вдруг собаки с судорожным лаем кинулись прочь от огня. Мальчишки перепугались. Павлуша бросился во тьму на лошади и скоро вернулся. «Ничего, - сказал он. - Я думал, волк», - прибавил он равнодушным голосом. В это мгновенье он был очень хорош. Некрасивое лицо мальчика горело твердой решительностью и смелой удалью. Как перетрусили бы на их месте городские барские дети, а он, Павлуша, без хворостинки даже в руке, ночью, нимало не колеблясь, один поскакал на волка.
Ну, теперь можно и о лешем вспомнить по поводу раздавшегося крика цапли за рекой. Илюша возражает Косте, что это не леший кричит, потому он немой, он только в ладони хлопает да трещит. А тут вдруг из-под рогожи выставил свое свежее личико Ваня и детским голосом обратил всех внимание на «Божьи звездочки, что пчелки роятся». Помолчали, залюбовались небом, и опять принялись за страшные вести, как Акулина с тех пор и рехнулась, как в воде побывала, где ее, красавицу, водяной испортил. Автор видел эту самую Акулину, страшно худую, покрытую лохмотьями, с черным лицом, помутившимся взором и оскаленными зубами, словно дикий зверь. Случившееся с нею будило пытливую фантазию суеверных мужиков. И вот здесь, у костра, эти крестьянские дети, словно эхо, вторят мнениям и толкам взрослых.
Уж раз речь зашла о водяном, то дети кстати вспомнили о другой его жертве, мальчике Васе, любимце матери, которая с тех пор и помешалась, как Вася ее утоп. А тут и Павлуша вернулся с реки и поведал неладную весть, что он слышал Васин голос из реки, звавший его, Павлушу. «Ах ты, Господи! Ах ты. Господи!» - проговорили мальчики, крестясь. И на предложение Феди, что эго водяной звал Павлушу, последний решительно заявляет: «Ну, пущай! Своей судьбы не минуешь». Слова его глубиной своей и правдой произвели на мальчиков глубокое впечатление.
И последняя заманчивая правда, которую они узнают от того же Павлуши - это та, что есть земля, где зимы не бывает, что она далеко, далеко за теплыми морями. И с этой мыслью мальчики улеглись у костра и вскоре уснули. Но недолги летние ночи. Вот уже и восток заблестел и заря осветила горизонт, и скоро все зашевелилось, проснулось, зашумело, заговорило. Скоро промчался, погоняемый знакомыми мальчиками, отдохнувший табун. Так заканчивается рассказ "Бежин луг", краткое содержание которого вы только что прочитали.
Рассказ «Бежин луг» художественно передает наивную прелесть детской психологии, питающейся народными поверьями, живым чувством природы, не чуждой присущего мужику здравомыслия. Нужно было обладать даром проникновения в тайны народной души, чтобы увидеть, как она проявляется в детях. Нужна была проникновенность, чтобы по глядеть на природу глазами этих крестьянских наблюдателей, для которых вся природа полна живых, творческих сил, вмешивающихся постоянно в жизнь людей, и чаще всего на пагубу последних всюду пугливое сердце чует леших, русалок, домовых. Весь этот невычитанный романтизм живет в душе этих юных детей природы и народа, и почувствовать слияние этого духа, постигнуть и художественно воспроизвести эту народную романтику значило дать родной литературе одно из лучших откровений.
«Бежин луг» - это рассказ классика русской литературы И. С. Тургенева , неизменно входящий в состав программных школьных произведений. Это объясняется несколькими причинами. Во-первых, «Бежин луг» является частью большого и многолетнего цикла малых по форме произведений писателя, объединённых общим названием «Записки охотника». А сам цикл известен в русской литературе как выдающийся и по своим художественным средствам, и по тематике. Первым из всех русских писателей Тургенев вывел на авансцену большое количество разнообразных типов крестьян и описал их так подробно и с такой симпатией, что его современники, можно сказать, наконец-таки открыли для себя сословие, которое ранее редко рассматривалось как достойное изображения в художественной литературе. Важно и современному читателю знать особенности жизни и быта своих предков.
Во-вторых, в каждом рассказе, представлены удивительные описания природы. Это всегда стихия, живущая по своим собственным таинственным законам. Но одновременно и часть жизни человека, а часто и прямое отражение его внутреннего состояния. В рассказе «Бежин луг» пейзаж меняется много раз в зависимости от ситуации. Удачная охота проходит во время безмятежной погоды, в лучах солнца и ласкового тепла. Но когда герой к вечеру сбивается с пути, картины природы приобретают зловещие черты. А такие образы, как пустырь, заросший кустарниками и высокой травой, и бездна, в которую едва не проваливается охотник, передают читателю чувство тревоги и неопределённости.
Во всех рассказах цикла присутствует один и тот же персонаж - лирический герой, в котором читатель узнаёт самого писателя, страстного охотника, странника, открытого и общительного человека, любителя природы и собирателя житейских историй. Композиция рассказов имеет общие черты: начинаются они с небольшого описания обстоятельств, при которых автор отправился в очередной раз на охоту со своей верной собакой. Затем он попадает в необычные обстоятельства или вполне узнаваемые, но с любопытными персонажами. И дальше читатель вместе с автором наблюдает за этими персонажами - их внешностью, поведением, разговорами. Заканчиваются рассказы из цикла «Записки охотника» раздумьями автора, его впечатлениями, эмоциями и описанием того, как он покидает место, где происходили основные действия.
Из подробных портретных характеристик в «Бежином луге» можно узнать и о достатке человека, и о его образе жизни. В тексте встречаются историзмы: «армячок» , «онучи» , «свитка» - и просторечия: «откентелева» , «эвто» , «зачнется» , «авось» , «напредки» , «дескать» . Последнее обстоятельство не удивительно, ведь автор много внимания уделяет разговорам героев сюжета - крестьянским мальчишкам. Всего их пятеро: Ильюшка, Павлуша, Костя, Федя и Ваня.
Все они, кроме Вани, который тихо спит под рогожкой, с удовольствием у костра рассказывают друг другу различные страшные истории. Одни из рассказов навеяны реальными событиями, другие - деревенскими слухами. Но, как водится во время ночных бдений со «страшными историями» , любой неожиданный звук в темноте становится поводом для новой щекочущей нервы фантазии. Так, вдруг начинают от тревожных звуков волноваться кони, которых выгуливают на лугу мальчишки, и Павлуша без промедления кидается в ночь их успокаивать. А по возвращении говорит, что всё в порядке: он думал, там волки, но их не оказалось. Именно этого мальчика автор отмечает особенно.
Портрет Павлуши строится на контрасте: внешне он самый непривлекательный из всех ребят, есть в его пропорциях какая-то асимметрия, но зато у него умные глаза и замечательный характер. Павлуша - смелый, самостоятельный и ответственный мальчишка. Читатель невольно вместе с писателем проникается к нему симпатией, и тем более становится обидно за этого мальчика, когда весёлый тон повествования заканчивается оговоркой автора о том, что Павлуша, к сожалению, умер в тот же год, упав с лошади.
Эта последняя фраза вполне укладывается в стилистику «страшной истории» как жанра разговорной речи. Она часто заканчивается трагическим событием, которому было предвестие. И природа этого события загадочна и необъяснима. Так, в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» соединяются черты реализма и романтизма.
- «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
- «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
- «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева