Древний Китай это самая древняя культура, которая практически не поменяв уклада жизни до наших дней. Мудрые Китайские правители смогли провести великую империю сквозь тысячелетия. Давайте кратко рассмотрим все по порядку.
Древнии люди, вероятно, достигли Восточной Азии в период между 30 000 и 50 000 лет назад. В настоящее время куски глиняной посуды, керамики были обнаружены в китайской пещере охотника-собирателя, примерный возраст пещеры составляет 18 тысяч лет, это самая старая керамика, когда-либо найденная.
Историки считают, что сельское хозяйство появилось в Китае около 7 000 лет до нашей эры. Первым урожаем было зерно, называемое просом. Рис начали выращивать тоже примерно в это время и, возможно, рис появился чуть раньше, чем просо. Так как сельское хозяйство стало давать больше пищи, стало увеличиваться население, также это позволило людям делать другие работы, отличные от постоянного поиска пищи.
Большинство историков согласны с тем, что китайская цивилизация сформировалась примерно в 2000 году до нашей эры вокруг Желтой реки. Китай стал домом для одной из четырех ранних цивилизаций. Китай отличается от других цивилизаций, культура, которая развивалась, осталась и по сей день, конечно на протяжении тысячелетий произошли изменения, но суть культуры осталась.
Другие три цивилизации исчезли или были полностью поглощены и ассимилированы новыми людьми. По этой причине люди говорят, что Китай — старейшая цивилизация в мире. В Китае семьи, которые контролировали землю, стали лидерами семейных правительств, называемых династиями.
Династии Китая
История Китая с древних времен до позапрошлого века делилась на разные династии.
Династия Ся
Династия Ся (2000 г. до н.э.-1600 до н.э.) была первой династией в истории Китая. Ее период длился около 500 лет и включал царство 17 императоров — император тоже самое что и король. Люди Ся были фермерами, обладали бронзовым оружием и глиняной посудой.
Шелк является одним из самых важных продуктов, которые когда-либо создавал Китай. Большинство историков согласны с тем, что династия Ся производила шелковую одежду, при этом шелковое производство, возможно, началось намного раньше.
Шелк производится путем добычи из коконов шелковых насекомых. Каждый кокон дает одну шелковую нить.
Не все историки согласны с тем, что Ся была настоящей династией. Некоторые считают, что история Ся всего лишь мифическая история, потому что некоторые моменты не соответствуют археологическим открытиям.
Династия Шан
Династия Шан (1600 г. до н.э.-1046 г. до н.э.) первоначально была кланом, живущим вдоль Желтой реки во время династии Ся. Клан — это группа очень близких семей, которые часто рассматриваются как одна большая семья. Шан завоевали землю Ся и получили контроль над китайской цивилизацией. Династия Шан длилась более 600 лет и ее возглавляли 30 разных императоров.
Шан были самой старой китайской цивилизацией, оставившей после себя письменные записи, которые были нанесены на панцири черепах, костях крупного рогатого скота или других костях.
Кости часто использовались для определения того, чего хотят или природа. Если императору нужно было знать будущее, допустим какой «у короля будет сын» или «начинать ли войну», помощники вырезали на костях вопросы, затем нагревали их до трещин. Линии трещин рассказывали желания богов.
Во времена династии Шан, люди поклонялись многим богам, наверно как греки в древности . Также поклонение предкам было очень важно, поскольку они полагали, что их члены семьи становятся богоподобными после смерти.
Важно понимать, что другие меньшие китайские семьи тоже существовали в разных частях Китая в то же время, что и Шан, но Шан, по-видимому, был самыми передовыми, так как оставили после себя много письменности. В конце концов Шан были побеждены кланом Чжоу.
Династия Чжоу
Династия Чжоу (1046 г. до н.э.-256 до н. э.) существовала дольше, чем любая другая династия в истории Китая. Из-за раскола в династии со временем Чжоу разделилась на части, называемые Западный Чжоу и Восточный Чжоу, .
Чжоу сражались с вторгшимися армиями с севера (монголами), они строили большие курганы из грязи и камня в качестве барьеров, которые замедляли врага — это был прообраз Великой стены. Арбалет был еще одним изобретением этого времени — он был чрезвычайно эффективен.
Во время Чжоу начался железный век Китая. Оружие с железным наконечником было намного сильнее, а железный плуг помог увеличить производство продуктов питания.
Все сельскохозяйственные земли принадлежали дворянам (богатым). Дворяне позволяли крестьянам обрабатывать землю, подобно феодальной системе, которая развивалась в Европе в средние века.
Появление философии Китая
Во времена династии Чжоу развились две важнейшие китайские философии: даосизм и конфуцианство. Великий китайский философ Конфуций разработал образ жизни, называемый конфуцианством. Конфуцианство говорит, что всех людей можно обучать и совершенствовать, если найти подход.
Основные постулаты: люди должны сосредоточиться на том, чтобы помогать другим; семья самая важная ценность; старейшины общества самые почитаемые. Конфуцианство и по-прежнему важно сегодня, но оно не получило широкого распространения в Китае до периода династии Хана.
Основателем даосизма был Лаози. Даосизм — это все, что следует за «Дао», что означает «путь». Дао является движущей силой всех вещей во Вселенной. Символ Инь Янь обычно ассоциируется с даосизмом. Даосы считают, что вы должны жить в гармонии с природой, быть смиренными, жить просто без лишних вещей и сострадать всему.
Эти философии отличаются от религий, потому что у них нет богов, хотя идея предков и природы часто рассматривается как боги. Сила императора также была связана с религиозными убеждениями. Чжоу говорил о Мандате Небес как о законе, который позволял китайским императорам править, — он сказал, что правитель был благословлен Небесами, чтобы управлять народом. Если он потерял благословение небес, его следует удалить.
Вещи, которые доказали, что правящая семья потеряла мандат Небес, были стихийными бедствиями и мятежами.
К 475 г. до н.э. провинции королевства Чжоу были более мощными, чем центральное правительство Чжоу. Провинции восстали и сражались друг с другом на протяжении 200 лет. Этот период называется периодом Воюющих царств. В конце концов, одна семья (Цинь) объединила всех остальных в одну империю. Именно в этот период появляется понятие Имперский Китай.
Династия Цинь
С 221 до н. э. До 206 г. до н. э. династия Цинь получила контроль над цивилизованным Китаем. Правление Цинь длилось недолго, но оказало важное влияние на будущее Китая. Цинь расширили свою территорию и создали первую империю Китая. Жестокий лидер Цинь Ши Хуан объявил себя первым истинным императором Китая. Эта династия создала стандарт валюты (деньги), стандарт размера колесной оси (чтобы сделать дороги все одного размера) и единые законы, применяемые во всей империи.
Цинь также стандартизировал различные системы написания в одну систему, которую сегодня используют в Китае. Цинь Ши Хуан навязывал философию «Легализма», которая фокусируется на людях, которые следуют законам и получают инструкции от правительства.
Монгольские нашествия с севера были постоянной проблемой в Китае. Правительство Цинь приказало, чтобы стены, построенные ранее, были объединены. Это считается началом создания Великой китайской стены. Каждая династия строила новую стену или улучшила стену предыдущей династии. Большая часть стен периода Цинь в наши дни разрушено или были заменены. Стена, которая существует сегодня, была построена более поздней династией под названием Мин.
Для императора была сделана удивительная гробница, больше, чем футбольное поле. Она по-прежнему запечатана, но легенда гласит, что внутри нее есть реки ртути. За пределами гробницы находится армия из глины в натуральную величину, обнаруженная в 1974 году.
В терракотовой армии более 8 000 уникальных солдат, более 600 лошадей, 130 колесниц, а также акробаты и музыканты — это все сделано из глины.
Хотя династия Цинь правила недолго, ее стандартизация китайской жизни оставила глубокое влияние на более поздние династии в Китае. Именно из периода этой династии мы получили название «Китай». Первый император этой династии умер в 210 г. до н. э. ему на смену пришел слабый и маленький сын. В результате чего началось восстание, и член армии Цинь взял под свой контроль Империю, которая начала новую династию.
Династия Хань
Династия Хань началась в 206 году до нашей эры и продержалась 400 лет до 220 года н.э. и считается одним из величайших периодов за всю историю Китая. Как и династии Чжоу, династия Хань делится на Западный Хань и Восточный Хань. Ханьская культура сегодня определяет китайскую культуру. Фактически, большинство китайских граждан сегодня заявляют о «хань» как об этническом происхождении. Правительство сделало конфуцианство официальной системой империи.
За это время империя сильно выросла, завоевав землю в современной Корее, Монголии, Вьетнаме и даже в Центральной Азии. Империя настолько выросла, что императору потребовалось более крупное правительство, чтобы управлять ею. В это время было изобретено много вещей, включая бумагу, сталь, компас и фарфор.
Фарфор — очень жесткий тип керамики. Фарфор изготовлен из специальной глины, которая нагревается до тех пор, пока она не расплавится и не превратиться почти в стекло. Фарфоровые блюда, чашки и чаши часто называют «Китайскими», потому что нескольких сотен лет назад весь фарфор был произведен в Китае.
Династия Хань также была известна своей военной мощью. Империя расширилась на запад до края пустыни Такла-Макан, что позволило правительству охранять торговые потоки в Центральной Азии.
Пути трассы караванов часто называют «Шелковый путь», потому что этот маршрут использовался для экспорта китайского шелка. Династия Хань также расширила и укрепила Великую китайскую стену, чтобы защитить Шелковый путь. Другим важным продуктом Шелкового пути была религия буддизма, которая дошла до Китая в этот период.
Китайские династии будут продолжать править Китаем до Средневековья. Китай сохранил свою уникальность, потому что испокон веков они чтят свою культуру.
Интересные факты о Древнем Китае
Китайская цивилизация (предков государствообразующего этноса хань) - группа культур (Баньпо 1, Шицзя, Баньпо 2, Мяодигоу, Чжуншаньчжай 2, Хоуган 1 и др.) среднего неолита (ок. 4500-2500 до н.э.) в бассейне реки Хуанхэ , которые традиционно объединяются общим названием Яншао . Представители этих культур выращивали зерновые (чумиза и др.) и занимались разведением свиней . Позднее в этом районе распространилась культура Луншань : появились ближневосточные виды злаков (пшеница и ячмень) и породы домашнего скота (коровы, овцы, козы).
Государство Шан-Инь
Для периода Чжоу в целом характерно активное освоение новых земель, расселение и этническое смешивание выходцев из различных районов, уделов (впоследствии - царств), что способствовало созданию фундамента будущей китайской общности.
В V-III вв. до н.э. (период Чжаньго) Китай вступает в железный век . Расширяются сельскохозяйственные площади, увеличиваются ирригационные системы, развиваются ремёсла, революционные изменения происходят в военном деле.
В период Чжаньго на территории Китая сосуществовало семь крупнейших царств - Вэй, Чжао и Хань (ранее все три входили в царство Цзинь), Цинь , Ци, Янь и Чу. Постепенно в результате ожесточённого соперничества верх стало одерживать самое западное - Цинь. Присоединив одно за другим соседние царства, в 221 до н. э. правитель Цинь - будущий император Цинь Ши Хуан - объединил весь Китай под своей властью.
Цинь Шихуанди, строивший все свои реформы на основах легизма с казарменной дисциплиной и жестокими наказаниями провинившихся, преследовал конфуцианцев, предавая их казни (погребение заживо) и сжигая их сочинения - за то, что они смели выступать против установившегося в стране жесточайшего гнёта.
Империя Цинь прекратила существование вскоре после смерти Цинь Шихуанди.
Империя Хань
Вторую в истории Китая империю, получившую название Хань (кит. трад. 漢 , упрощ. 汉 , пиньинь Hàn ; 206 до н. э. - н. э.) основал выходец из среднего чиновничества Лю Бан (Гао-цзу), один из военачальников возрожденного царства Чу, воевавших против Цинь после смерти императора Цинь Шихуана в 210 г. до н.э.
Китай в это время переживал экономический и социальный кризис, вызванный потерей управляемости и войнами военачальников циньских армий с элитами уничтоженных раннее царств, пытавшихся восстановить свою государственность. Из-за переселений и войн значительно сократилась численность сельского населения в основных аграрных районах.
Важная особенность смены династий в Китае состояла в том, что каждая новая династия приходила на смену предыдущей в обстановке социально-экономического кризиса, ослабления центральной власти и войн между военачальниками. Основателем нового государства становился тот из них, кто мог захватить столицу и насильственно отстранить правившего императора от власти.
С правления Гао-цзу (206–195 до н.э.) начинается новый период китайской истории, который получил название Западная Хань.
В период с 8 по 23 гг. н. э. власть захватывает Ван Ман , провозглашающий себя императором и основателем государства Синь . Начинается ряд преобразований, который прерывается экологической катастрофой - река Хуанхэ изменила русло. Из-за трехлетнего голода центральная власть ослабла. В этих условиях начались восстание краснобровых и движение представителей рода Лю за возвращение престола. Ван Ман был убит, столица взята, власть возвратилась династии Лю.
Новый период получил название Восточная Хань, он продлился до г. н. э.
Государство Цзинь и период Нань-бэй чао (IV-VI вв.)
Восточную Хань сменил период Троецарствия (Вэй, Шу и У). В ходе борьбы за власть между военачальниками было основано новое государство Цзинь (кит. трад. 晉 , упрощ. 晋 , пиньинь jìn ; -).
Государство Тан
Правители из династии Лю покончили с выступлениями знати и провели ряд успешных преобразований. Происходит разделение страны на 10 провинций, была восстановлена "надельная система", усовершенствовано административное законодательство, укреплена вертикаль власти, оживились торговля и городская жизнь. Значительно увеличились размеры многих городов и численность городского населения.
Несмотря на вынужденные территориальные уступки соседям, период Сун считается эпохой экономического и культурного расцвета Китая. Растёт число городов, продолжается рост численности городского населения, китайские ремесленники достигают высот в изготовлении изделий из фарфора, шёлка, лака, дерева, слоновой кости и др. Изобретены порох и компас, распространяется книгопечатание, выводятся новые высокоурожайные сорта зерновых, увеличиваются посевы хлопка. Одной из наиболее впечатляющих и эффективных из данных инноваций было вполне сознательное, систематическое и хорошо организованное внедрение и распространение новых сортов скороспелого риса из Южного Вьетнама (Чампы).
Ян Гуйфэй, седлающая лошадь , художник Син Сюань (1235-1305 н.э.)
Чингисхан создал организованную и боеспособную армию, которая и стала решающим фактором в последующих успехах сравнительно немногочисленного монгольского этноса.
Покорив соседние народы Южной Сибири, Чингисхан в пошёл войной на чжурчжэней и в взял Пекин.
Завоевания в Южном Китае были продолжены уже в 1250-х, после походов в Европу и на Ближний и Средний Восток. Вначале монголы захватили страны, окружавшие Южно-Сунскую империю - государство Дали ( -), Тибет (). В монгольские войска под предводительством хана Хубилая с разных сторон вторглись в Южный Китай, но осуществлению их планов помешала неожиданная смерть Великого хана Мункэ (). Хан Хубилай , захватив ханский престол, в перенёс столицу из Каракорума на территорию Китая (сначала в Кайпин, а в в Чжунду - современный Пекин). Столицу южносунского государства Ханчжоу монголам удалось взять лишь в . К весь Китай был завоёван, а Сунская империя - уничтожена.
Тяжёлый экономический, политический и национальный гнёт, установленный монгольскими феодалами, сдерживал развитие страны. Множество китайцев было обращено в рабство. Земледелие и торговля были подорваны. Не выполнялись необходимые работы по поддержанию ирригационных сооружений (дамб и каналов), что привело в к чудовищному наводнению и гибели нескольких сот тысяч человек. Великий Китайский канал был построен во время монгольского господства.
Народное недовольство новыми правителями вылилось в мощное патриотическое движение и восстания, которые возглавили руководители тайного общества «Белый лотос» (Байляньцзяо).
Монголы, оттеснённые на север, приступают к активному освоению степей современной Монголии. Империя Мин подчиняет себе часть чжурчжэньских племён, государство Наньчжао (современные провинции Юньнань и Гуйчжоу), часть современных провинций Цинхай и Сычуань .
Китайский флот под командой Чжэн Хэ , состоящий из нескольких десятков многопалубных фрегатов, за период с по совершает несколько морских экспедиций в Юго-Восточную Азию, Индию и к восточному побережью Африки. Не принеся Китаю никакой экономической выгоды, экспедиции были прекращены, а корабли - разобраны.
Маньчжурская династия в государстве Цин правила с по год. В руках маньчжурской знати находились высшие органы власти и руководство армией. Смешанные браки были запрещены, и тем не менее маньчжуры быстро китаизировались, тем более что, в отличие от монголов, они не противопоставляли себя китайской культуре.
В первые два столетия цинской династии Китай, закрытый от повседневных контактов с внешним миром, проявлял себя как сильное независимое государство, осуществляющее экспансию во всех направлениях.
В ходе войны превосходство японской армии и флота привело к крупным поражениям Китая на суше и на море (под Асаном , июль 1894; под Пхеньяном , сентябрь 1894; при Цзюляне, октябрь 1894).
Тройственная интервенция
Условия, навязанные Японией Китаю, привели к так называемой "тройственной интервенции " России , Германии и Франции - держав, которые к этому времени уже поддерживали обширные контакты с Китаем и поэтому восприняли подписанный договор как наносящий ущерб их интересам. 23 апреля Россия , Германия и Франция одновременно, но по отдельности обратились к японскому правительству с требованием отказа от аннексии Ляодунского полуострова , которая могла бы привести к установлению японского контроля над Порт-Артуром , в то время как Николай II , поддерживаемый западными союзниками, имел собственные виды на Порт-Артур как незамерзающий порт для России. Германская нота была наиболее жесткой, даже оскорбительной для Японии.
Японии пришлось уступить. 10 мая 1895 года японское правительство заявило о возвращении Китаю Ляодунского полуострова , правда, добившись увеличения суммы китайской контрибуции на 30 миллионов таэлей.
Успехи русской политики в Китае
В 1895 году Россия предоставила Китаю заём в 150 миллионов рублей под 4% годовых. Договор содержал обязательство Китая не соглашаться на иностранный контроль над своими финансами, если в нём не будет участвовать Россия. В конце 1895 года по инициативе Витте был основан Русско-Китайский банк . 3 июня 1896 года в Москве был подписан русско-китайский договор об оборонительном союзе против Японии. 8 сентября 1896 года между китайским правительством и Русско-Китайским банком был подписан концессионный договор о строительстве Китайской Восточной железной дороги . Общество КВЖД получало полосу земли вдоль дороги, которая переходила под его юрисдикцию. В марте 1898 года был подписан русско-китайский договор об аренде Россией Порт-Артура и Ляодунского полуострова .
Захват Цзяочжоу Германией
В августе 1897 года Вильгельм II посетил Николая II в Петергофе и добился согласия на устройство немецкой военно-морской базы в Цзяочжоу (в тогдашнем варианте транскрипции - "Киао-Чао"), на южном побережье Шаньдуна . В начале ноября в Шаньдуне китайцами были убиты германские миссионеры. 14 ноября 1897 года немцы высадили десант на побережье Цзяочжоу и захватили его. 6 марта 1898 года было подписано германо-китайское соглашение, по которому Китай арендовал Германии Цзяочжоу сроком на 99 лет. Одновременно китайское правительство предоставило Германии концессию на постройку двух железных дорог в Шаньдуне и ряд горных концессий в этой провинции.
Сто дней реформ
Непродолжительный период реформ начался 11 июня 1898 с издания маньчжурским императором Цзайтянем (название годов правления - Гуансюй) указа «Об установлении основной линии государственной политики». Цзайтянь привлек группу молодых реформаторов - учеников и единомышленников Кан Ювэя для разработки серии указов о реформах. В общей сложности было издано свыше 60 указов, которые касались системы образования, строительства железных дорог, заводов и фабрик, модернизации сельского хозяйства, развития внутренней и внешней торговли, реорганизации вооружённых сил, чистки государственного аппарата и т.д. Период радикальных реформ окончился 21 сентября того же года, когда вдовствующая Императрица Цыси произвела дворцовый переворот и отменила реформы.
XX век
Карта собственно Китая в начале XX века из энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Боксёрское восстание
Цыси, вдова императора(1900-х гг).
В мае 1900 года в Китае началось большое восстание, получившее название боксерского или Ихэтуаньского восстания . 20 июня в Пекине был убит германский посланник Кеттелер. Вслед за этим восставшими были осаждены дипломатические миссии, находившиеся в особом квартале Пекина. Было осаждено также здание католического кафедрального собора Петанг (Бейтанг). Начались массовые убийства «ихэтуанями» китайцев-христиан, в том числе было убито 222 православных китайца. 21 июня 1900 года Императрица Цыси (慈禧) объявила войну Великобритании, Германии, Австро-Венгрии, Франции, Италии, Японии, США и России. Великие державы согласились о совместных действиях против восставших. Главнокомандующим экспедиционными силами был назначен германский генерал Вальдерзее . Однако, когда он прибыл в Китай, Пекин был уже освобожден небольшим передовым отрядом под командованием русского генерала Линевича . Русская армия заняла Манчжурию .
Карта железных дорог Китая (1908 г.)
Русско-японская война
После падения монархии правитель Монголии отказался повиноваться республике и отделился от Китая. 3 ноября им было заключено соглашение с Россией. Англия воспользовалась внутренней борьбой в Китае для превращения Тибета в свою зону влияния. Тибет поднялся на борьбу и заставил китайский гарнизон покинуть страну. Все последующие попытки китайцев восстановить там свою власть пресекались Британией. Россия согласилась считать Тибет английской сферой влияния, а Англия признала русские интересы в независимой (внешней) Монголии.
22 марта 1916 года республика была восстановлена. Юань Шикай был вынужден отказаться от титула.
Эра милитаристов
После смерти Юань Шикая в Китае начали оформляться многочисленные военно-феодальные вотчины различных милитаристских группировок. Наиболее крупной была бэйянская группировка , распавшаяся впоследствии на фынтянскую во главе с бывшим главарем шайки хунхузов Чжан Цзолинем , чжилийскую во главе с генералом Фэн Гочжаном , и аньхойскую во главе с генералом Дуань Цижуем . В провинции Шаньси господствовал милитарист Янь Сишань, заигрывавший с бэйянской группировкой, а в провинции Шэньси - генерал Чэнь Шуфань. Лагерь юго-западных милитаристов состоял из двух крупных группировок: юньнаньской во главе с генералом Тан Цзияо, и гуансийской во главе с генералом Лу Жунтином.
Под контролем фэнтяньской группировки находились провинции Хэйлунцзян , Гирин и Фэнтянь , под контролем чжилийской - Шаньдун , Цзянсу , Чжэцзян , Фуцзянь , Цзянси , Хунань , Хубэй и часть Чжили. Фэнтяньская и аньхойская клики финансировались Японией, чжилийская - Англией и США. Ли Юаньхун был ставленником юго-западных милитаристов. Вице-президент генерал Фэн Гочжан ориентировался на Англию и США, а премьер-министр генерал Дуань Цижуй держался прояпонского направления. В 1917 году Япония начала предоставлять Дуань Цижую крупные займы, получая за них все новые и новые уступки, в том числе концессии в Маньчжурии.
Победа Гоминьдана
Правительство Чан Кайши еще во времена Веймарской республики получало военную помощь от Германии. С приходом к власти Гитлера помощь была увеличена в целях борьбы с коммунистами. В Китае были созданы заводы по производству лицензированного немецкого вооружения, германские советники проводили обучение личного состава, в Китай экспортировались M35 Stahlhelm, Gewehr 88, 98, C96 Broomhandle Mauser. Китай также получал самолёты Henschel, Junkers, Heinkel и Messerschmitt, гаубицы Rheinmetall и Krupp, противотанковые и горные орудия, например, PaK 37mm, поставлялись также танкетки Panzer I.
25 ноября 1936 года Япония и Германия заключили Антикоминтерновский пакт , направленный против СССР и коммунистического движения. 12 декабря 1936 года состоялся Сианьский инцидент, заставивший Чан Кайши объединиться с коммунистами.
Марш китайских коммунистов в Пекине (1949)
Культурная революция
В 1966 году председателем КПК Мао Цзэдуном была начата массовая кампания по поддержанию революционного духа в массах. Её фактической задачей было утверждение маоизма в качестве единственной государственной идеологии и уничтожение политической оппозиции. Массовая мобилизация молодёжи, получившей название «
Китайская культура - одна из наиболее интересных и, безусловно, уникальных восточных культур, она принадлежит к кругу великих речных цивилизаций, возникших в древности. Но если культуры Месопотамии и Древнего Египта давно уже канули в Лету, Китай продолжает существовать уже пятое тысячелетие, являясь одной из старейших цивилизаций на Земле. Возникшая в древности культурная традиция Китая никогда не прерывалась, даже в периоды чужеземного господства. Никогда китайцы не отказывались от своего культурного наследия (как это было в Европе в Средние века по отношению к античной культуре). Подавляющее большинство традиций и обычаев Китая, особенности духовной жизни китайского общества прямо выводятся из культурных особенностей, возникших на самых ранних этапах истории страны. История и культура Китая достаточно хорошо известны, подкрепляются археологическими материалами и, начиная с XIII в. до н.э., письменными источниками.
Начало культурной истории Китая восходит к рубежу 3-2-го тыс. до н.э. Сами китайцы именно с этого времени ведут периодизацию истории своей страны, в ее основе - смена правящих династий китайских императоров. Начинается китайская историография с периода правления пяти легендарных императоров, эра владычества которых воспринималась как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Это время основания первой в китайской традиции династии Ся, когда на смену выборным должностям приходит наследственная власть. Правда, вопрос об историчности этой династии вызывает у специалистов определенные сомнения из-за отсутствия достоверных письменных источников, относящихся к этому времени. По этой же причине невозможно точно решить вопрос о том, что представляло собой китайское общество этого времени. Этот период, начавшийся еще в раннем палеолите и продолжавшийся до образования первых государств, может быть назван Архаическим Китаем.
Древнейший период китайской культуры, который можно изучить на основании письменных документов, начинается с XVIII в. до н.э. Он связан с правлением китайской династии Шан-Инь. С этого времени отсчитывают этап древней истории и культуры Китая. Период Древнего Китая продолжается под властью Чжоу (XI-V вв. до н.э.), а также Цинь и Хань (III в. до н.э. - III в. н.э.). Эпоха Древнего Китая очень важна, так как именно в это время формируются все основные элементы, идеалы и ценности китайской культуры.
Затем выделяется эпоха Традиционного Китая, включающая этапы правления шести династий (III-VI вв.), периоды Тан (VII-IX вв.), Сун (X-XIII вв.), Юань (XIII-XIV вв.), Мин (XIV-XVII вв.) и Цин (XVII-XX вв.). Это время практически не создало принципиально новых культурных явлений, а лишь развивало тенденции, заложенные ранее, в Древнем Китае.
И с 1912 г. начинается период Современного Китая, точкой отсчета которого является отречение последнего китайского императора и установление в стране республики.
Хотя сами китайские ученые настаивают, что большинство особенностей китайской культуры возникли еше в период Ся, европейские исследователи по- прежнему ориентируются на более поздний период Шан-Инь, подробно изученный с помощью археологических материалов и письменных источников, считая, что именно с него и начинается китайская цивилизация. Именно в период Шан- Инь было начато бронзолитейное производство, сложились основы китайской государственности (царская власть), сформировано специфическое мировоззрение, изобретена письменность, возникшая из надписей на гадательных костях.
Важнейшими достижениями периода Чжоу стали использование железа, поливного земледелия, пахоты с использованием тяглового скота, нефтепродуктов и газа (для освещения городских улиц и отопления жилиш в активно строящихся городах), появление настоящих денег. В это же время формируются специфическая китайская философия и религия (конфуцианство и даосизм), складывается национальная письменная культура и рождается книга.
В период Цинь появляется первая империя Китая. В это время был проведен целый ряд хозяйственно-экономических и политических реформ, в ходе которых формирующиеся товарно-денежные отношения в стране были полностью подчинены государственному контролю. Самыми известными памятниками этой эпохи стали Великая китайская стена и Великий китайский канал.
И наконец, Ханьская империя - в это время окончательно складываются основные черты китайской культуры, язык и письменность, остающиеся неизменными до сегодняшнего дня. Также в это время преодолевается традиционная замкнутость Китая - функционирует Великий шелковый путь, связавший империю с другими странами. По этому пути в Китай проникают различные технические и идеологические новации, самой значимой из них было появление буддизма.
С гибелью Ханьской империи начинается Традиционный Китай. Первый этап носит название Шести династий. Среди достижений этого периода - окончательное оформление конфуцианства, даосизма и буддизма в основную идеологическую систему общества, получившую название «Три учения», давшую китайцам возможность одновременно исповедовать несколько религий. Даосизм стимулировал развитие алхимии и медицины, буддизм принес с собой астрономию и математику. Чай становится национальным китайским напитком. Начинается новый этап и в развитии художественной культуры - анонимное народное творчество заменяется авторским, формируются основные жанры в литературе и изобразительном искусстве, которые приобретают светский характер.
Отмеченные тенденции своего полного расцвета достигают в периоды Тан и Сун, которые считаются классическими в китайской культуре. В это время Китай ведет активную завоевательную политику, стремясь взять под контроль весь Великий шелковый путь. Тесные связи возникают с Японией, арабским миром. Среди важнейших достижений этого времени - изобретение книгопечатания, появление библиотек, распространение тяги к образованию среди самых широких народных масс. В этот период были созданы эталонные образцы поэтического, прозаического и живописного творчества. Сложилась полноценная городская культура, что, в свою очередь, вызывало демократизацию художественной культуры. Этому способствовали введенные в стране экзамены на любой чиновничий чин, в ходе которых оценивались лишь знания кандидатов, а не их происхождение. Поэтому получение образования, открывавшего человеку путь на самые вершины социальной лестницы и включавшего в себя знания и навыки в области художественного творчества, стало целью большинства китайских семей (даже крестьянских). Этот период можно сравнить с европейским Возрождением.
Монгольское нашествие положило начало новому периоду в истории страны - Юань. Оно нанесло огромный ущерб экономике страны. Пытаясь управлять страной, монголы были вынуждены использовать китайский опыт в области государственного управления, усвоив, в конце концов, ценности китайской культуры в целом. Также шла дальнейшая эволюция изобразительного искусства, рождается театр, считающийся эталонным в искусстве драмы. Народные антимон- гольские восстания привели к власти династию Мин. Основной тенденцией периода Мин стала реставрация национальных культурных ценностей. В конце концов это привело к «окаменению» китайской культуры. Завершением процессов консервации культуры стала внешнеполитическая самоизоляция империи. Периодически случающиеся военные конфликты с португальцами, испанцами, японцами только поддерживали уверенность Китая в избранном пути.
Тем не менее эта политика не помогла, и приглашенные для подавления народных волнений маньчжурские войска привели к власти новую династию - Цин. Маньчжуры были полукочевым народом. Заняв место привилегированного сословия, они пытались сохранить свою этническую чистоту и традиции. Но управлять огромной страной, обладая лишь навыками стрельбы из лука и верховой езды (это было обязательно для всех маньчжурских юношей), было невозможно. Поэтому, так же как и в период монгольского владычества, маньчжуры приняли китайские духовные ценности и политический опыт китайской цивилизации, но оставили всю духовную деятельность китайцам, которых при этом всячески унижали. Консерватизм и невежество правящих маньчжурских кругов, презрение к духовному творчеству, проникшее и в круги китайской интеллигенции, привели к стагнации китайской культуры, а затем и к ее вырождению. «Три учения» вырождаются в ортодоксальные, догматические системы. Образование становится полностью формальным, превращаясь в простую зубрежку. Государственные экзамены превращаются в фарс, коррупция приобретает невиданные масштабы. Процессы деградации затрагивают и художественную культуру, произведения которой становятся помпезными, вычурными (похожими на европейское рококо).
Со второй половины XIX в. страну потрясали народные антиманьчжурские восстания, колониальные войны, которые вели в Китае европейские державы. Двойственным было влияние европейской культуры. С одной стороны, она воспринималась в штыки как культура захватчиков. С другой стороны, несостоятельность правящего режима заставила многих представителей интеллигенции обратиться к научной и философско-политической мысли Европы. И в начале
XX в. в китайской культуре можно было отчетливо выделить три основные тенденции - отрицание патриархальных устоев в том виде, в котором они существуют в эпоху Цин; рост патриотических настроений и призыв вернуться к подлинным ценностям китайской культуры; преклонение перед европейской цивилизацией.
С отречением последнего китайского императора от трона закончился период Традиционного Китая, сменившийся Современным Китаем. С 1911 г. Китай формально стал республикой, но до 1949 г. (образования КНР) в стране мало что изменилось. Страна распалась на множество полугосударственных образований, между которыми периодически возникали конфликты. Японская интервенция осложняла существующую ситуацию. Тем не менее в это «смутное время» шли интенсивные процессы обновления в духовной сфере - на основе реформирования старой элитарной письменности создаются новые литература и искусство, испытывающие серьезное европейское влияние.
После создания Китайской Народной Республики в китайской культуре (как и в политической жизни) происходят крайне противоречивые процессы. В период так называемой «культурной революции» провозглашается политика критики прошлого, запрета всех традиционных ценностей, многие представители китайской интеллигенции были физически уничтожены. Но уже с начала 1980-х вновь наблюдается тенденция возвращения к культурным истокам. Так, в 1989 г. с огромным размахом была отпразднована 2540-я годовщина со дня рождения Конфуция. В стране была создана разветвленная сеть музеев, оказана широкая поддержка религиозным конфессиям, создано большое число научно-исследовательских и образовательных учреждений, работающих в области изучения национальной культуры. Большими тиражами издаются классические произведения.
Сегодня Китай, взяв многое от европейской цивилизации в области науки и техники, создав современное промышленное производство и финансовые структуры, в целом сохранил свой традиционный духовный облик, большинство ценностей своей культуры.
История Древнего Китая делится на четыре периода, связанных с правлением определенной династии:
- 1) Инь (Шан) – XVI-XI вв. до н.э.;
- 2) Чжоу – XI–III вв. до н.э.;
- 3) Цинь – 221–207 гг. до н.э.;
- 4) Хань – 206 г. до н.э. – 220 г. н.э.
В течение четвертого периода начинается процесс перерастания рабовладельческого государства в феодальное.
Образование Древнекитайского государства согласно китайской традиции было связано с завоеванием племенем Шан соседних племен. Необходимость удержания в повиновении покоренного населения активизировала процесс формирования государства.
Государственный строй Древнекитайского государства с течением времени трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь являлся средоточием высшей государственной власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога. Высшие должности в государственном аппарате занимали родственники царя, а более мелкие – судей, писцов, сборщиков налогов и другие – профессиональные чиновники.
На высшей ступени в социальной иерархии находился царь (Ван). Затем шли шанская рабовладельческая аристократия и жречество. Следующую ступень занимала рабовладельческая аристократия покоренных племен. В зависимости от близости к царю аристократия обладала титулами, которые давали право на определенные привилегии.
Основную часть населения составляли свободные общинники. В период государства Инь (Шан) община играла большую роль. Общинное землепользование было организовано по системе "колодезных полей". Все земли делились на две категории: "общественное" поле и "частные" поля. "Общественное" поле обрабатывалось совместно всей общиной, весь урожай поступал старосте общины и затем царю. "Частные" поля были в индивидуальном пользовании семьи, в распоряжении которой был и весь урожай. Вся земля рассматривалась как государственная собственность и была в распоряжении царя. В частной собственности находились рабы, дома, орудия труда.
Рабами могли владеть как частные лица, так и государство. Источниками рабства являлись: военный плен, продажа за долги, обращение в рабство за некоторые преступления, получение рабов в качестве дани. Рабы находились на положении скота; они не могли иметь ни семьи, ни имущества.
В XII в. государство Инь (Шан) переживало глубокий кризис. В то же время укрепляло свои силы одно из племен – Чжоу, находившееся под контролем государства Шан. В 1027 г. до н.э. племена Чжоу нанесли поражение войскам Шан. На смену империи Шан пришло государство, основанное племенами Чжоу.
Правление династии Чжоу делится на три периода (период Западного Чжоу, Восточного Чжоу и Чжаньго ("борющихся царств")), которые последовательно сменяли друг друга.
Первые правители Чжоу раздали своим родственникам и предводителям дружественных племен уделы в наследственное владение. Всего зарегистрировано около 200 таких пожалований. Владельцы уделов образовали сословие наследственной знати – чжу хоу. Самые знатные титулы – гун и хоу – носили ближайшие родственники правителя. Гуны и хоу, в свою очередь, жаловали своим близким родственникам титулы даифу. Низший слой чжоуской аристократии составляли служилые люди – ши – потомки знатных людей по боковой линии.
Верховная власть в государстве находилась в руках царя (вана), который именовался Сыном Неба (тянь цзы). Вся территория страны делилась на области во главе с правителями, назначенными царем. Однако по существу это были отдельные царства. Централизованного государственного аппарата в течение всего периода Чжоу не существовало.
В период царства Чжоу царь по-прежнему являлся верховным собственником земли, но владения рабовладельческой знати постепенно превращались в частную собственность, которую можно было отчуждать, сдавать в аренду, закладывать. Для земледельцев продолжали сохранять свое значение община и общинное землепользование. Однако в период "воюющих царств" происходит разрушение системы "колодезных полей" и идет дальнейшее укрепление индивидуального землевладения.
Со временем районы традиционного проживания чжоу стали подвергаться все более частым набегам западных племен, и в 771 г. до н.э. правитель Китая Пин-ван был вынужден перенести столицу на восток. Начался период Восточного Чжоу или, как его еще называют, "разделенных царств" (чунцю). Оказавшись на земле удельных правителей китайские ваны сохраняли лишь номинальную власть. Усиливалась раздробленность и соперничество между уделами, которые превращаются в фактически самостоятельные государства. В центральных районах располагались относительно небольшие царства, основанные ближайшими родственниками чжоуских царей. К их числу относились царства Лу, Вэй, Чжэн, Хань, Цзинь и др. Именно их правители первыми стали называть свои владения серединными государствами. На пере- ферии располагались более крупные и могущественные государства: на востоке царство Ци, на западе царство Цинь, в низовьях и среднем течении реки Янцзы царства У, Юэ и Чу.
С VII в. до н.э. эти государства вступили в борьбу за первенство, которая первоначально велась под лозунгом реставрации власти чжоуских правителей. Возникло понятие "гегемона" (ба), власть которого базировалась на голой силе, в отличие от царя (вана), который воздействовал на подданных "силой добродетели". Впервые звание принял в 651 г. правитель царства Ци Хуаиь-гуи. Позднее оно неоднократно переходило к правителям других царств. В 544 г. до н.э. правители уделов заключили договор о мире, который, однако, соблюдался недолго.
В V в. до н.э. страна распалась на множество самостоятельных государств, которые вели между собой ожесточенную борьбу.
Формальной датой, разделяющей эпоху "разделенных царств" от эпохи "борющихся царств" считается 481 г. до н.э. – год окончания старейшей китайской летописи "Чунь цю". Однако для противопоставления двух периодов имелись объективные причины, связанные с глубокими переменами в общественной и экономической жизни Китая. Во многих царствах осуществлялись политические реформы, направленные на ограничение привилегий родовой аристократии и усиление единоличной власти правителя. Главной целью этих преобразований была мобилизация всех сил государства в борьбе за выживание.
В III в. до н.э. победителем в этой борьбе стало царство Цинь, превратившееся в сильное централизованное государство. Особое значение для усиления Циньской империи имели реформы Шан Яна – сановника Циньского государства (умер в 338 г. до н.э.). В целях централизации государства административное деление осуществлялось по территориальному признаку, была узаконена свободная продажа и покупка земли, установлено налогообложение в соответствии с количеством обрабатываемой земли, было перевооружено и реорганизовано войско. В каждую из 36 образованных областей были назначены по два управителя, военный и гражданский, прежняя аристократия была поставлена под строжайший контроль. Критерием знатности стали богатство и государственные заслуги, старые титулы были уничтожены. Были введены суровые законы, каравшие за малейшие проступки. Реформы Шан Яна способствовали резкому усилению циньской армии и государства в целом. В 249 г. до н.э. циньская армия разгромила домен чжоуского царя, положив конец Чжоуской династии. В последующие годы правителям Цинь удалось разгромить и остальные государства. К 221 г. до н.э. объединение страны было завершено.
Правитель Цинь принял титул хуанди (император) и вошел в историю под именем Цинь Шихуанди, т.е. первый император Цинь.
Завершив объединение Китая, Цинь Шихуанди немедленно совершил ряд символических жестов, подтверждавших его положение единственного владыки. Он объехал всю страну, установив на разных ее рубежах памятные стелы, взошел на священную гору Тайшань и совершил на ее вершине жертвоприношение Небу, начал строительство грандиозных дворцов в столице и т.п. Однако гораздо большее значение для последующей истории Китая имели царские нововведения, направленные на унификацию политической и общественной жизни империи. Цинь Шихуанди упразднил прежние удельные владения и ввел единую систему управления страной, разделив Китай на 36 областей, которые, в свою очередь, делились на уезды. Были введены единые правила государственной службы и критерии оценки служебных заслуг чиновников, причем местным служащим вменялось в обязанность чуть ли не ежедневно подавать своим начальникам доклады о состоянии дел в управах; даже отсутствие чиновника на службе по болезни следовало удостоверять документально. Были унифицированы деньги, введены единые меры длины и веса, единая письменность, даже единая ширина оси для телег. Цинь Шихуанди ввел и единое название для своих подданных – "черноголовые". Подданным империи запрещалось владеть оружием, и из изъятых циньскими властями железных мечей, копий и прочего вооружения были отлиты 12 гигантских статуй, которые установили в циньской столице. Цинь Шихуанди позаботился о безопасности внешних границ своей империи. Он задумал строительство грандиозной стены вдоль северных рубежей Китая, согнав на работы несколько миллионов человек. Эта стена должна была защитить Китай от набегов кочевых племен сюнну. Одновременно Цинь Шихуанди послал войска на юг – в район современных провинций Гуандун и Фуцзянь. Там были построены крепости и учреждены новые области, первое китайское население которых составили ссыльнопоселенцы.
Цинь Шихуанди принял решительные меры и для обеспечения идеологического единообразия. Он запретил своим подданным чтение любых книг за исключением тех, которые могли принести практическую пользу (к последним были отнесены руководства по земледелию, ремеслам, медицине, гаданию). В 213 г. до н.э. состоялось знаменитое "сожжение книг", за которым последовала казнь более 400 ученых, заподозренных в нелояльности режиму.
Однако затеянные грандиозные строительные работы оказались непомерно тяжелым бременем для казны, а принятые меры административного контроля далеко не такими действенными, как рассчитывал Цинь Шихуанди. Едва он умер и был погребен в своей грандиозной усыпальнице, как по всей империи начались волнения, быстро переросшие в вооруженные мятежи. Авторитет преемника Цинь Шихуанди – Эршихуанди ("Второй император") был явно недостаточен для того, чтобы циньские армии могли сдержать волну народного возмущения. Острые социальные противоречия и народные восстания привели к ликвидации циньской монархии. В 209 г. до н.э. на землях бывшего царства Чу вспыхнуло мощное восстание. Три года спустя одна из повстанческих армий, возглавляемая сельским старостой Лю Баном, нанесла решительное поражение циньским войскам. Эршихуанди был убит своими же придворными, а Лю Бан, заняв столицу империи, стал основателем повой династии Хаиь. Вскоре ему удалось распространить свою власть на весь Китай.
Лю Бан не стал восстанавливать циньскую систему управления. Он пожаловал семерым своим ближайшим сподвижникам титул вана, а впоследствии раздал наследственные уделы еще 130 соратникам. Впрочем, все наследственные владения находились в восточных и южных районах империи, тогда как в западной части сохранились области и уезды, учрежденные Цинь Шихуанди. Заведенный Лю Баном порядок сохранялся еще в течение около полувека после его смерти, когда престол занимали его сын и внук. Вступивший же на престол в 140 г. до н.э. правнук Лю Бана император У-ди предпринял решительные меры для упрочения центральной власти. Теперь удел полагалось делить между всеми наследниками его владельца. Одновременно У-ди восстановил существовавшее в Цинь ведомство инспекторов, контролировавших местную администрацию. Правителям областей отныне вменялось в обязанность рекомендовать для службы способных молодых людей, а для подготовки будущих чиновников в столице была создана специальная академия. Главным правительственным ведомством стал секретариат императора.
Царями новой династии были предприняты неоднократные попытки ослабить остроту социальных противоречий. В конце I в. до н.э. императором У-ди были введены ограничения на размер земельных владений и число рабов, находящихся в собственности. Никто не мог иметь более 138 га земли и 200 рабов.
После смерти У-ди на ханьском престоле оказались малоспособные правители. При дворе процветал фаворитизм, власть часто попадала в руки временщиков из числа родственников императриц или служителей императорского гарема. Одновременно широкие массы крестьянства – неизменной опоры трона – разорялись и пополняли ряды бродяг или батраков в хозяйствах крупных землевладельцев.
Ослабление ханьского дома привело к смене власти. Родственник императрицы Ван Ман в 8 г., став "да сы ма" – высшим сановником империи Хань, захватил власть в результате государственного переворота. В 9 г. н.э. он провозгласил себя императором новой династии Синь. Придя к власти в условиях нарастающей борьбы народных масс против крупных землевладельцев, Ван Ман провел ряд реформ.
Свой общественный идеал Ван Ман нашел в описаниях раннечжоуского государства. Он запретил куплю-продажу земли, которая была объявлена царской, восстановил систему общинного землевладения. Каждой семье был выделен пахотный надел. Купля-продажа рабов была запрещена, но одновременно увеличилось количество государственных рабов. Было введено государственное регулирование рыночных цен и процентов по ссудам, проведена денежная реформа и введены новые налоги. Установилась государственная монополия на чеканку монеты, горные и речные промыслы. Ван Ман стремился сосредоточить в руках государства все источники дохода и создать сильную бюрократическую империю. Аппарат государственных чиновников был увеличен, назначение па должности стало практиковаться на экзаменационной основе.
Однако предотвратить кризис рабовладельческого государства все эти реформы, конечно, не могли. В 12 г. под давлением богатых землевладельцев был отменен запрет на куплю-продажу земли и рабов. Одновременно засухи и наводнения, случавшиеся с редким постоянством несколько лет подряд, вызвали в центральных районах голод, за которым последовали вооруженные мятежи. Наибольшую известность получили повстанческие отряды из Шэньдуна, членов которых называли "краснобровыми", поскольку они мазали лица красной краской, чтобы своим видом походить на демонов. Их предводитель выдавал себя за отпрыска Ханьской династии. В 23 г. "краснобровым" удалось занять императорскую столицу. Ван Маи погиб в своем дворце.
Однако победа досталась потомку знатной ветви ханьского дома Лю Сю, который в 25 г. провозгласил реставрацию Ханьской династии. Поскольку Лю Сю избрал своей столицей Лоян, его династия получила название Восточная, или Поздняя Хань.
История нозднеханьской династии во многом напоминает историю ее предшественницы. На первых порах центральная власть восстановила контроль над всей территорией страны, хотя спокойствие в империи было куплено ценой компромисса между администрацией и местной элитой. Со временем рост крупной земельной собственности и разорение крестьянства подточили государство. Политически упадок династии, как и в эпоху Ранней Хань, выразился в возвышении императорских фаворитов из числа родственников императриц и дворцовых евнухов, что привело к обострению борьбы между этими временщиками и регулярным чиновничеством. Социальная база власти неуклонно сужалась, а вместе с этим сокращались налоговые поступления в казну.
В 184 г. вспыхнуло восстание, известное как восстание Желтых Повязок, сразу же охватившее большинство центральных районов империи. Выступление Желтых Повязок было подавлено правительственными войсками и дружинами провинциальных магнатов, но ханьский двор окончательно потерял контроль над страной. В 189 г. дворцовая гвардия учинила избиение евнухов императорского гарема, а затем пришедшие с границы войска генерала Дун Чжо полностью разграбили столицу. Ханьская держава фактически перестала существовать. Правда, формально власть ханьского императора держалась еще 30 лет, пока претенденты на трон выясняли между собой отношения. Почти все это время ханьский император находился в ставке полководца Цао Цао, который ловко воспользовался авторитетом ханьского дома для того, чтобы укрепиться в центральных областях бывшей империи. В 220 г. Цао Пи, старший сын Цао Цао, заставил ханьского императора отречься от своего титула и провозгласил воцарение династии Вэй.
Цао Пи, свергнувшему последнего ханьского государя, не удалось стать правителем всего Китая. Полководец Лю Бэй, обосновавшийся в Сычуани, объявил себя императором династии Хань (в истории его царство зовется Шу или Шу-Хань). В ноябре 222 г. примеру Лю Бэя последовая Сунь Цюань, провозгласивший создание царства У в областях нижнего и среднего течения Янцзы.
Царство Вэй было самым сильным среди новых государств. Основой его могущества стала система военных поселений, в которых состояло около 80% податного населения. Одновременно была введена новая система отбора и квалификации чиновников. Отныне все государственные служащие в соответствии с их "заслугами, добродетелями, талантами и поведением" разделялись на девять рангов. В областях учреждались особые должности чжунчжэнов ("беспристрастных и прямых"), ведавших отбором кандидатов на службу. Последним присваивалась "деревенская" категория, которая определяла их личные способности. Институт "деревенских" категорий закреплял господство местной элиты, очень быстро обеспечившей себе право на обладание высшей второй категорией.
Цао недолго оставались хозяевами в своем государстве. В 40-х гг. ключевые посты в армии отошли к роду Сыма, и вскоре преемники Цао Цао разделили судьбу Ханьской династии: в 265 г. последний вэйский правитель "уступил трон" Сыма Яню, основавшему династию Цзинь. К этому времени Сыма Янь уже подчинил себе царство Шу-Хань, а в 280 г. пало и Южнокитайское царство У. Китай был вновь объединен под властью династии Цзинь. Однако триумф дома Сыма оказался непродолжительным. В конце 311 г. внутри царствующего клана вспыхнула междоусобица, которая привела в движение кочевые племена, уже давно обитавшие на северных и западных рубежах империи. В 308 г. предводитель сюнну Лю Юань провозгласил себя императором, а три года спустя конница кочевников захватила и разграбила цзиньскую столицу Лоян. Это событие можно считать концом эпохи древних империй.
История Древнего Китая отходит в далекое прошлое: несколько тысяч лет назад уже образовывался великий Китай. Известны были и взлёты, и падения.
Периодизация Древнего Китая обусловлена сменой династий, которые и создают в итоге эту самую историю. Давайте рассмотрим ее.
Периодизация Древнего Китая
Все эти династии также делятся на несколько групп.
Этапы периодизации истории государства в Древнем Китае:
1. Первые люди в эпоху неолита.
2. Период с тремя первыми династиями, когда Китай был раздроблён, не было империи как таковой.
3. Традиционный Китай и империя.
На этом весь старый Китай заканчивается, династии как таковые перестают править и начинается последний этап, охватывающий только лишь XX и XXI века.
Однако к Древнему Китаю относится период до начала Средневековья, заканчивается он на династии Хань. Весь период существования Древнего Китая можно выразить как застройку фундамента для великого государства, для такого, какое оно есть сейчас.
Рассмотрим ниже кратко историю цивилизации и периодизацию Древнего Китая, общественные и государственные строи, а также философию того времени и великие изобретения.
Начало истории
Известно, что первые предки китайцев жили 400 тысяч лет назад в эпоху неолита. В пещере недалеко от Пекина были найдены останки синантропа. Первые люди уже владели окрашиванием и некоторыми другими навыками.
Вообще территория Китая удобна для жизни, поэтому история отходит в такое далёкое прошлое. Почва плодородна, а сама степь окружена морем, горами, что могло бы защищать людей от нападок врагов. Такое удобное расположение и привлекало первых жителей, которые являлись предками нынешних китайцев.
Учёным известно также, что существовало две культуры после синантропов: Яншао и Луншань. Вероятно, их было больше, но они смешались между собой. Археологически подтверждены только две.
Культура Яншао существовала 2-3 тысячи лет до нашей эры. Люди того периода жили на обширной территории от провинции Ганьсу и вплоть до юга Маньчжурии. Известно, что они могли делать красивые цветные керамические изделия.
Луншань же располагалась в основном на территории провинции Шаньдунь. В центральной части Китая обе культуры накладывались друг на друга. Люди тоже владели мастерством обработки керамики, но их основной гордостью было умение изготавливать из кости различные предметы. На некоторых из них, которые были найдены учёными, обнаружены выскобленные надписи. Это являлось первой предпосылкой для письменности.
Далее условно можно выделить несколько этапов периодизации истории и культуры Древнего Китая. Первые три династии относятся к этапу до образования затем множество династий в период существовании Империи, а последним этапом следует строй без династий и современный Китай.
Династия Ся
Первой известной династией в хронологии и периодизации Древнего Китая является Основателем её был Юй, а существовала она с 2205 по 1557 год до нашей эры. По некоторым теориям, государство располагалось на всём востоке Северного Китая или же только на севере и в центре провинции Хэнань.
Первые правители справлялись со своими задачами управления государством неплохо. Главным достоянием эпохи Ся является календарь того времени, которым впоследствии восхищался сам Конфуций.
Однако упадок случился, а вызван он был давлением духовенства, а правители-духовники в скором времени стали пренебрегать своим обязанностями духовенства. Календарные даты начали путаться, сбивалась периодизация Древнего Китая, социальное и политическое устройство хромало. Этим ослаблением и воспользовался император Ли государства Шан, который начал последующую династию.
Династия Шан-Инь
Период правления начинается в XVIII или XVI веке до н. э. по разным теориям, а заканчивается в XII или XI веке до н. э.
Всего у этой династии насчитывается около 30 правителей. Ли Тан (основатель династии) и его племя верил в тотемизм. Они переняли обычай гадать на костях от культуры Луншань, также они использовали для предсказаний черепашьи панцири.
Во время правления Шан-Инь царствовала централизованная политика управления во главе с императорами династии.
Конец периоду пришёл, когда племена Чжоу свергли правителя.
Династия Чжоу
Чжоу — последняя могущественная династия первого этапа в периодизации истории государства Древнего Китая до формирования Китайской империи, которая существовала с IX по III век до нашей эры.
Существует два этапа: Западное и Восточное Чжоу. Западное Чжоу имело столицу Цзунчжоу на западе, а владения охватывали почти весь бассейн реки Хуанхэ. Суть политики того времени заключалась в том, главный император правил в столице, а его приближенные (обычно родственники) правили множествами уделов, на которые раскололось государство. Это повлекло за собой междоусобицы и борьбу за власть. Но в итоге более сильные владения порабощали более слабые.
Китай в это же время защищался от постоянных нападок варваров. Именно поэтому правитель перешёл из западной столицы в восточную столицу Чэнчжоу в государстве Лои в 770 году до нашей эры, и начался период истории Древнего Китая под названием Западное Чжоу. Переезд правителя означал условно отказ от власти и от управления государством.
Весь Китай был расколот на несколько царств: Янь, Чжао, Сун, Чжэн, Лу, Ци, Чу, Вэй, Хань, Цинь, и на множество мелких княжеств, которые большие царства со временем завоёвывали. Фактически некоторые царства были намного мощнее по политике, чем царство, где находился главный правитель Чжоу. Ци и Цинь считались наиболее сильными, и именно их правители вносили больший вклад в политику и в борьбу с варварами.
Отдельно стоит выделить из этих царств царство Лу. В нём царило образование и письменность, хотя в политическом плане Лу было не сильно. Именно тут родился и жил Конфуций — основоположник конфуцианства. Концом периода Чжоу обычно считают год смерти философа в 479 году до нашей эры. Конфуций написал историю Западного Чжоу в летописи «Чуньцю». Многие события того времени известны только благодаря этим записям. Известно также, что в этот период в Китай начал проникать даосизм.
Концом династии послужило то, что все царства сражались между собой за власть. Победило самое мощное - Цинь с правителем Цинь Шихуанди, который после завоевания смог объединить весь Китай и начал новую династию. А сам правитель Чжоу потерял статус небесного мандата.
Цинь
Так как правитель Цинь объединил весь Китай, то начался новый этап истории и периодизации Древнего Китая. Эпоха раздробленности сменилась эпохой императорского правления с объединёнными частями всего государства.
Эпоха просуществовала недолго. Всего лишь с 221 по 207 год до н.э., но именно Цинь Шихуанди (первый император) вносит особый вклад в культуру Древнего Китая. В этот период построили Великую Китайскую стену — особое достояние государства, величие которого поражает до сих пор. Правитель Цинь Шихуанди провёл множество реформ. Например, денежную и судебную реформу, и также реформу письменности. При нём начали строительство единой сети дорог.
Несмотря на все плюсы, историки выделяют значительные минусы, которые и послужили причиной тому, что период Цинь просуществовал недолго. Цинь Шихуанди являлся сторонником легизма. Легизм — это философская школа того периода, суть которой была в очень жёстких мерах для людей и наказаниях за любые провинности и не только. Это повлияло на такой резкий скачок в виде побед над разными племенами и на столь быстрое строительство Китайской стены в целях защиты от варваров и вражеских пленен. Но именно жестокость повлекла нелюбовь людей и резкую смену династий сразу после смерти Цинь Шихуанди.
Хань и Синь
Империя Хань просуществовала с 206 года до нашей эры по 220 год нашей эры. Её делят на два периода: Западная Хань (с 206 года до н. э. по 9 год н. э.) и Поздняя (Восточная) Хань (25-220 гг. н. э.)
Западной Хань пришлось устранять последствия разрухи после периода Цинь. В империи царствовали голод и смертность.
Правитель Лю Бан освободил многих государственных рабов, которые стали невольными при Цинь за провинности. Он также отменил жёсткие налоги и сильные наказания.
Однако в 140-87 годах до н. э. империя вернулась к деспотизму, как и при правителе Цинь. Правитель династии У-ди снова ввёл высокие налоги, которые взимались даже с детей и пожилых людей (это повлекло за собой частые убийства в семьях). Территории Китая к этому времени сильно расширились.
Между Западной и Восточной Хань был промежуток династии Синь во главе с правителем Ван Ман, которому удалось свергнуть Восточную Хань. Он пытался укрепить свою власть путём проведения множества положительных реформ. Например, на каждую семью устанавливалась определённая территория земли. Если она была выше положенного, то часть отдавали бедным или людям без земли.
Но в то же время произошёл беспредел с чиновниками, из-за которых казна опустела, и пришлось сильно увеличить налоги. Это послужило поводом для недовольства людей. Начались народные восстания, также это послужило преимуществом для представителей Ван Ман был убит во время восстания под названием «Красные брови».
Лю Сю был выдвинут в кандидаты на трон. Он хотел уменьшить враждебность к власти у людей путём снижения налогов и освобождения рабов. Начался период Западной Хань. Это время тоже внесло значительный вклад в историю. Именно тогда установился Великий Шелковый Путь.
В конце второго века снова вспыхнуло волнение среди народа. Началось восстание «жёлтых повязок», которое продлилось почти 20 лет. Династию свергли, начался период троецарствия.
Хоть ханьский период был периодом подъёма, под конец эпохи после двадцатилетней войны началась постоянная борьба между полководцами династии и другими предводителями. Это повлекло за собой ещё одно волнение в империи и смертность.
Цзинь
Эпоху Цзинь и последующие периоды уже можно отнести к Средневековью, но рассмотрим самые первые династии, чтобы понять, к чему привела политика Древнего Китая и как правителям приходилось устранять последствия.
Численность населения после ханьских войн снизилась в несколько раз. Имели место также катаклизмы. Реки начали менять свои русла, тем самым вызывая наводнения и упадок хозяйства. Усугубляли ситуацию постоянные набеги кочевников.
Цао Цао, который завершил восстание «желтых повязок», объединил раздробленный север Китая в 216 году. А в 220 году его сын Цао Пэй основал династию Вэй. В это же время возникли государства Шу и У. Так и начался период троецарствия. Начались постоянные войны между ними, что обострило военно-политическую ситуацию внутри Китая.
В 249 году Сыма Чжао встал во главу Вэй. А его сын Сыма Янь, когда отец умер, занял престол и основал династию Цзинь. Сначала Вэй завоевал государство Шу, а затем и У. Периоду троецарствия пришёл конец, началась эпоха Цзинь (265-316 гг.). В скором времени кочевники завоевали север, столицу пришлось перенести из Лояна на юг Китая.
Сымя Янь начал раздавать земли своим родственникам. В 280 году вышел указ о надельной системе, суть которой была в том, что каждому человеку полагается земельный участок, но взамен люди должны платить казну. Это нужно было для улучшения отношений с простыми людьми, пополнения казны и поднятия хозяйства.
Однако это повлекло за собой не улучшение централизации, как полагалось, а наоборот. После смерти Сыма Яна в 290 году началась борьба между владельцами крупных уделов — родственниками умершего правителя. Она длилась 15 лет, с 291 по 306 год. В то же время на севере государства позиции кочевников укреплялись. Постепенно они располагались вдоль рек, стали выращивать рис и порабощать целые поселения людей.
В период Цзинь, как известно, начала укрепляться религия буддизма. Появлялось множество монахов и буддистских храмов.
Суй
Только в 581 году после длительного периода смуты Чжоу Ян Цзяну удалось объединить раздробленный кочевниками север. Начинается правление династии Суй. Затем он захватывает государство Чэнь на юге и тем самым объединяет весь Китай. Его сын Ян Ди занялся войнами с некоторыми государствами Кореи и Вьетнама, создал Великий канал для перевозки риса и улучшил Китайскую стену. Но люди находились в тягостных условиях, из-за чего началось новое восстание, и Яна Ди убили в 618 году.
Тян
Ли Юань основал династию, которая просуществовала с 618 по 907 год. Империя в этот период достигла своего расцвета. Правители Ли улучшили экономические связи с другими государствами. Города и численность в них стали увеличиваться. Начали активно развивать сельскохозяйственные культуры (чай, хлопок). Особенно в этом плане выделился сын Ли Юаня - Ли Шиминь, политика которого вышла на новый уровень. Однако в VIII веке достиг своего пика конфликт между военными и властью в центре империи. В 874 году началась война Хуан Чао, длившаяся вплоть до 901 года, из-за которой династия оборвалась. В 907-960 годах Китайская Империя снова была раздроблена.
Государственные и общественные строи Древнего Китая
Периодизацию всех периодов Древнего Китая можно рассматривать как сходные между собой этапы истории по своему устройству. В основе общественного устройства — коллективное земледелие. Основная деятельность людей — скотоводство и ремёсла (которые были развиты до высокого уровня).
На верхушке власти находилась аристократия, ниже находились рабы и крестьяне.
Ярко выраженным было родовое наследие. В период Шан-Инь каждому из родственников правителя давался особый титул в зависимости от того, насколько это близкие родственники. Каждый титул давал свои привилегии.
В периоды Инь и Западного Чжоу земля выдавалась только для пользования и хозяйства, но не как частное имущество. А с периода Восточного Чжоу землю уже раздавали для частного владения.
Рабы сначала были государственными, а затем стали частными. В их категорию обычно попадали пленные, совсем бедные общинники, бродяги и другие.
В этапах периодизации Древнего Китая общественного и государственного устройства можно выделить то, что в эпоху Инь в первую очередь наследовал трон брат умершего правителя, а в Чжоу титул переходил к сыну от отца.
При правителе царила дворцовая система управления.
Отдельно стоит выделить, говоря о периодизации истории государства и Древнего Китая: право уже существовало, но на начальном этапе сильно переплеталось с религиозными принципами и обычной этикой. Царил патриархат, почитали старших и отцов.
В V—III веках до н. э. право было неотъемлемой частью с жестокими наказаниями, в то время как раз уже был легизм. А при династии Хань снова люди вернулись к конфуцианству и идее гармоничного неравенства людей в зависимости от ранга.
Первые письменные источники права датируются примерно 536 годом до нашей эры.
Философия
Философия Древнего Китая сильно отличается от философии любых других европейских стран. Если в христианстве и мусульманстве есть бог и жизнь после смерти, то в азиатских школах был принцип «здесь и сейчас». В Китае тоже взывали к доброте при жизни, однако просто для гармонии и благополучия, а не под страхом кары после смерти.
В основе лежало триединство: небо, земля и сам человек. Люди также считали, что есть энергия Ци, а во всем должна быть гармония. Выделяли женское и мужское начало: инь и янь, которые взаимодополняли друг друга для гармонии.
Всего существует несколько основных философских школ того времени: конфуцианство, буддизм, моизм, легизм, даосизм.
Таким образом, если обобщить сказанное, то можно сделать вывод: уже до нашей эры Древний Китай сформулировал определённую философию и придерживался некоторых религий, которые до сих пор в Китае являются неотъемлемой частью духовной жизни населения. В то время все основные школы менялись и лишь иногда накладывались друг на друга в зависимости от этапа периодизации.
Культура Древнего Китая: достояния, ремёсла и изобретения
Одними из самых великих достояний Китая и по сей день считаются и Великая Китайская стена. Самое удивительное здесь то, что построили их под управлением первого императора Древнего Китая Цинь Шихуанди из династии Цинь. Именно тогда царствовал легализм и жестокость к людям, которые под страхом и напором сооружали эти поистине великие сооружения.
А вот к великим изобретениям можно отнести порох, бумагу, книгопечатание и компас.
Считается, что бумагу изобрёл Цай Лун в 105 году до н. э. Для её изготовления требовалась особая технология, которая все же напоминает нынешний процесс изготовления бумаги. До этого периода люди выскабливали письмена на панцирях, костях, глиняных табличках и бамбуковых свёртках. Изобретение бумаги повлекло за собой изобретение книгопечатания в более позднем периоде уже нашей эры.
Первое подобие компаса возникло ещё в Древнем Китае при династии Хань.
А вот ремёсел в Древнем Китае существовало бессчётное множество. Несколько тысяч лет до н. э. стали добывать шёлк (технология добычи которого долгое время оставалась секретной), появился чай, делали глиняные изделия и изделия из кости. Чуть позже появился Великий Шёлковый Путь, делали рисунки на шёлке, скульптуры из мрамора, роспись на стенах. И также в Древнем Китае появились всеми известные пагоды и иглоукалывание.
Заключение
Социальное и политическое устройство Древнего Китая (периодизацией от эпохи неолита вплоть до династии Хань) имело свои недостатки и достоинства. Последующие династие скорректировали способы ведения политики. А всю историю Древнего Китая можно описать как периоды расцетов и упадков, движущихся по спирали. Движущихся вверх, поэтому "расцветы" с каждым разом становились все усовершенствованнее и лучше. Периодизация истории Древнего Китая - объемная и интересная тема, которую мы рассмотрели в статье.