Сценарий музыкального театрализованного представления для учащихся младшего и среднего школьного возраста на День космонавтики «Космодром детской мечты».
Однобурцева Оксана Николаевна, учитель музыки.Место работы: МОУ СОШ №8 г.Аткарска Саратовской области.
Цели и задачи:
- расширение знаний детей о космосе, космических полетах, космонавтах, об освоении космического пространства,
- обучение космической терминологии: космический корабль, МКС, стыковочные узлы, предстартовая площадка, космический экипаж,
- воспитание чувства гордости за величайшие достижения русского народа в области космоса,
- воспитание взаимопомощи, дружеских отношений, умения работать в команде, согласовывая свои действия с действиями сверстников,
- создание праздничного, позитивного настроения.
Назначение материала: сценарий предназначен для учащихся 2-6 классов, будет полезен учителям, классным руководителям, завучам по внеклассной работе при подготовке тематических мероприятий и классных часов ко Дню космонавтики.
Действующие лица:
2 инструктора космодрома,
Баба Яга,
Главный пират,
Инопланетяне.
Реквизит:
экран, бутафорский большой пульт управления.
До начала мероприятия звучат песни о космосе.
Ход праздника:
Гаснет свет. Открывается занавес. Демонстрируются видеокадры космической тематики.
Дикторский текст
Как только человек стал человеком,
Он взгляд в глубины неба устремил,
К нему он приближался век за веком –
Он крылья свои мощные растил.
Сначала он взлетал, но больно падал,
Но до того к себе манили звёзды,
Сначала самолёт, затем космический корабль
Для покоренья неба создан.
Гремит 20-й реактивный век,
Вот первый в космосе, наш русский человек,
Разбег настолько был силён и быстр,
Что первый в космосе космический турист.
Век 21-й стартовал стремительно,
Ждут исключительные нас события,
Сегодня с вами мы на их пороге…
Нас космодром мечты зовёт в дорогу.
«Мы из космоса» - исполняет ансамбль танца.
(выходят двое ведущих - Инструкторы по полётам)
Инструктор 1
Здравствуйте, ребята!
Инструктор 2
Добрый день!
Инструктор 1
Разрешите представиться. Мы инструкторы по полётам на этом космодроме детской мечты.
Инструктор 2
Сотрудники нашего центра занимаются детскими космическими экскурсиями.
Инструктор 1
Да, да, вы не ослышались. Мы действительно, отправляем в полёт детей.
Инструктор 2
Но космическое путешествие – дело непростое. Поэтому давайте займёмся предполётной подготовкой.
Инструктор 1
Ещё в древности люди мечтали побывать на далёких звёздах. Поэтому для начала мы отправимся в древние времена.
Инструктор 2
Инструктора подходят к пульту управления полётами, нажимают на клавиши, одновременно звучит в записи «звук кнопок», гаснет свет, звуковая отбивка «Эффект отлёта», работает стробоскоп.
Исполняется «Танец дикарей» - ансамбль танца.
Инструктор 1
Чего только не придумывали отважные смельчаки древности, чтобы покорить небо: мастерили себе крылья, прыгали с высоких домов.
ГОЛОС Большого Невидимки
Выдаю информацию:
«Древний миф рассказывает о мастере Дедале, который соорудил себе и своему сыну Икару крылья, чтобы летать по воздуху»
Инструктор 2
Ребята, только что с вами разговаривал самый главный сотрудник нашего космодрома. Его зовут - Большой Невидимка.
Инструктор 1
А мы продолжаем наш разговор.
Настоящее освоение космоса началось только в прошлом веке. Люди сумели запустить с земли снаряд, который преодолел земное притяженье.
«Этот снаряд стал называться спутником. Наша страна первой в мире в 1957 году вывела космический спутник на орбиту.»
Инструктор 2
А для того, чтобы узнать, кто стал первым пассажиром на космическом корабле, мы познакомим вас с экипажем четвероногих космонавтов. Они живут в созвездии Гончих Псов.
Инструктора подходят к пульту управления полётами, нажимают на клавиши, одновременно звучит в записи «звук кнопок», гаснет свет, звуковая отбивка «Эффект отлёта», работает стробоскоп, лазер, по залу свет «звёздное небо». Опускается задник «Созвездие гончих Псов».
Исполняется «Дефиле собак» - ансамбль танца.
Инструктор 1
Мы надеемся, что после знакомства с нашими четвероногими друзьями, вы догадались, что первым пассажиром на борту искусственного спутника была собака.
ГОЛОС Большого Невидимки
Выдаю информацию:
«Её звали – Лайка. Она смогла вынести все условия космического полёта и вернуться домой невредимой.»
Инструктор 2
2 апреля 1961 человечество впервые увидело родную планету из космоса глазами первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.
Инструктор 1
А планета наша действительно необычайна, удивительна и красива.
Инструктор 2
Особенно хороша она тогда, когда смотришь на неё из окна иллюминатора.
Исполняется «Весна на планете Земля» - ансамбль танца.
Инструктор 1
А сейчас нам необходимо назначить главного бортпроводника, который будет отвечать за полёт корабля.
Инструктор 2
«Не забудьте, что детство – это время, когда хочется верить в сказку. Поэтому вам не обойтись в полёте без сказочного персонала нашего космодрома».
Инструктор 1
Посмотрим кто в данный момент свободен.
Инструктора подходят к пульту управления полётами, нажимают на клавиши, одновременно звучит в записи «звук кнопок».
Инструктор 2
Старик Хоттабыч проводит экскурсию на ковре самолёте.
Инструктор 1
Летающие драконы отправились в гости к марсианам.
Инструктор 2
Кот в сапогах ушёл в сапогах-скороходах, найти не могут уже неделю.
(из зала выходит Баба Яга)
Баба Яга
Эх, где моя не пропадала. Выходит, одна я – пенсионерка –экстрималка свободная. Ой, прощай моя ступа-горемычная, прощайте, соколики лесные. Так и быть, я согласна. Буду, этой, старшой бортпроводницей вашей.
Инструктор 1
Скажите, а у вас есть специальная подготовка?
Баба Яга
А как же! Подготовка самая, что ни на есть специальная, многовековая. Я на метле, чай уж, 300 лет летаю. Можно сказать, я – первая женщина космонавт.
ГОЛОС Большого Невидимки
«Неверная информация.
Первой женщиной – космонавтом стала Валентина Терешкова в 1963 году. »
Баба Яга
Ой, что это было?
Инструктор 2
С вами разговаривал главный мозг нашего космодрома – сам Большой Невидимка.
Баба Яга
Да, действительно, чавой-то, я его не вижу.
Инструктор 1
Зато он всех видит и всё знает.
Звучит в записи «звук кнопок» работы пульта управления полётами.
(подходит к пульту)
Нам только что сообщили, что на своей летающей тарелке на наш космодром прилетели артисты. Встречаем их.
«Звёзды надежды» - вокальный ансамбль.
Баба Яга
Я вам вот что скажу. Меня ведь всегда Луна интересовала. Я то, зелье какое приворотное в полнолунье изготовлю, то ночные цветы при Луне собираю. И вот я узнать хочу, возможно ли на эту самую Луну слетать?
ГОЛОС Большого Невидимки
Выдаю информацию:
«В 1969 году на Лунную поверхность впервые ступил американский астронавт Нил Армстронг. За ним последовал Эдвин Олдрин. Они пробыли на поверхности Луны около 22 часов, причём 2 часа вне кабины корабля.»
Баба Яга
Всё, тогда решено, летим на Луну. Я ж – главная бортпроводница, сейчас сама буду управлять.
Баба Яга подбегает к пульту управления полётами, нажимает на клавиши, одновременно звучит в записи «звук кнопок», гаснет свет, звуковая отбивка «Эффект отлёта», работает стробоскоп, лазер, по залу свет «звёздное небо».Во время полёта звучит «космическая» музыка, на её фоне говорят герои.
Инструктор 1
5 секунд – полёт проходит нормально.
Инструктор 2
Входим в плотные слои атмосферы. Как чувствуют себя члены экипажа в космических условиях?
Баба Яга
Да я ничаво.
ГОЛОС Большого Невидимки
Выдаю информацию:
«Наш ракетоноситель развивает 1-ю космическую скорость, при которой за 1 секунду мы проходим около 8 км.»
Инструктор 1
20 секунд – полёт проходит нормально.
Инструктор 2
Входим в верхние слои атмосферы.
Баба Яга
Ой, кажется, начинаются перегрузки…
Инструктор 1
Спокойно! Мы уже в открытом космосе.
Инструктор 2 (подходит к пульту)
Баба Яга, ты всё перепутала, здесь заданы координаты Планеты Дружбы.
Баба Яга
Ой, напутала. Чаво ж теперь делать будем?
Инструктор 1
Мы побываем на Планете Дружбы. Ведь там живут ребята разных национальностей, которые умеют замечательно дружить между собой.
Инструктор 2
Внимание! Совершаем посадку.
Баба Яга
Вы только, пожалуйста, поаккуратнее, у меня же давление. Я этих, турбулентных состояний, дюже, опасаюсь.
ГОЛОС Большого Невидимки
Выдаю информацию:
«С 1970 года российские учёные научились сажать космические станции на другие планеты. В том году впервые была совершена мягкая посадка станции на Венеру.»
Баба Яга
Ну, коли, аж, с 70-го года научились мягкие посадки совершать, тогда я спокойна, садимся.
«Национальный калейдоскоп» – исполняет ансамбль танца.
Баба Яга
Ой, как интересно на этой Планете Дружбы. И что самое главное, здесь дети разных национальностей умеют дружить между собой.
Инструктор 1
Да, ребятам-землянам есть чему у них поучиться.
Инструктора подходят к пульту управления полётами, нажимают на клавиши, одновременно звучит в записи «звук кнопок», гаснет свет, звуковая отбивка «Эффект отлёта», работает стробоскоп, по залу свет «звёздное небо».
Инструктор 2
К нам приближается неопознанный летающий объект. Будем производить стыковку с кораблём.
ГОЛОС Большого Невидимки
Выдаю информацию:
«С 1975 года стало возможным международное сотрудничество в космосе. Советские и американские корабли выполнили стыковку и почти 2-е суток находились в соединенном состоянии. Космонавты переходили из одного корабля в другой, выполняли научные эксперименты. »
«Мортал комбат» - исполняет команда брейк данса.
Во время танца работает стробоскоп, дым-машина и лазер.
Баба Яга
А вот и касатики с другого корабля.
(выходит Главный пират)
Главный Пират (голосом робота)
Ваш корабль захвачен, вы все у нас в плену. Отдайте переместитель во времени.
Инструктор 1
А что это такое?
Баба Яга
Я, я знаю. Вот он переместитель – забирайте!
(вручает пиратам магнитофон)
Главный Пират
А как он работает?
Баба Яга
На кнопочку нажимай и вперёд.
«Мортал комбат на русский народный лад» - исполняет команда брейк данса.
Баба Яга (говорит в конце танца брекистов)
Давайте быстрее улетать от них, а то вдруг опомнятся.
Инструктора нажимают на клавиши, одновременно звучит в записи «звук кнопок», гаснет свет, звуковая отбивка «Эффект отлёта», работает стробоскоп, по залу свет «звёздное небо».
Звучит «космическая музыка», на её фоне герои говорят:
Инструктор 2
Производим отстыковку от корабля пиратов.
Инструктор 1 (в сторону)
Ой, глядите, один пират так за нами торопился, что даже выбежал в открытый космос.
ГОЛОС Большого Невидимки
Выдаю информацию:
«В 1964 году первым вышел в открытый космос Алексей Леонов. Он пробыл вне кабины корабля 24 минуты, из них 12 минут плавал в пространстве».
Баба Яга
Ну, значит, и этот пиратик выживет.
Инструктор 2
Вижу впереди неизвестную планету. Будем совершать посадку.
Звуковая отбивка «Эффект прилёта».Выходят инопланетяне.
«Я - инопланетянин» -исполняет ансамбль танца.
(после выступления инопланетяне остаются на сцене)
Баба Яга
Ой, ну здравствуйте, касатики! Вы с какой планеты?
Инопланетяне
Не знаем!
Баба Яга
Да?! А как же вас называть?
Инопланетяне
Не знаем!
Баба Яга
А сколько же вам лет?
Инопланетяне
Не знаем!
Баба Яга
А сколько будет 2 х 2?
Инопланетяне
Не знаем!
Инструктор 1
Всё понятно. Мы находимся на планете «Невыученных уроков». Здесь все взрослые и дети на вопросы отвечают «Не знаю», потому что не хотят учиться в школе.
Баба Яга
Ишь чего удумали, в школу не ходить. Да, как же без учёбы то? Сейчас я вас всех обучать школьной грамоте буду.
Инопланетяне (кричат)
Нет, только не это (разбегаются в стороны)
На сцену выходят другие дети (школьники) .
«Наша школьная страна» - исполняет ансамбль танца.
Инструктор 2
Как хорошо, что на нашей планете все дети образованные, все в школу ходят.
Инструктор 1
А чем же тогда эти дети здесь занимаются? У них что, каждый день – сплошное безделье? Может, праздники какие отмечают?
Инопланетяне
Не знаем!
Баба Яга
Не знаем, не знаем, вот заладили.
А у нас завтра 12 апреля будет праздник День космонавтики.
Инструктор 2
А когда у нас праздники, мы веселимся, поём и танцуем. Смотрите и вас научим.
«Праздник детства» - исполняет ансамбль танца.
Баба Яга
Ну вот, касатики, теперь то, вы поняли, что такое праздник и как замечательно мы на Земле умеем их праздновать.
Инструктор 1
Нам пора, давайте прощаться, мы возвращаемся на Землю.
Инструктора подходят к пульту управления полётами, нажимают на клавиши, одновременно звучит в записи «звук кнопок», гаснет свет, звуковая отбивка «Эффект отлёта», работает стробоскоп и лазер.
Баба Яга
Вот мы и на Земле.
Инструктор 2
Но космические исследования продолжаются. Может, кто-то из вас когда-нибудь построит звёздный корабль и поведёт его по новому маршруту.
Инструктор 1
Желаем вам новых космических стартов, интересных дел и открытий.
Исполняется финальная песня «Крылья» - вокальный ансамбль.
Занавес закрывается.
Действующие лица: Кнопка, Профессор Знайкин.
Звучит музыка «И сниться нам не рокот космодрома…». Появляется Кнопка.
Кнопка: Здравствуйте ребята! А я вот знаю, что 12 апреля праздник, и он называется знаете как? Да, правильно «День космонавтики». А вы знаете, кто первый полетел в космос? Это мои сородичи, собаки по имени Белка и Стрелка. Я решила, что тоже стану космонавтом и полечу в космос. Но одной мне не справиться! (Задумчиво почесывает голову. ) Побегу-ка я к Профессору Знайкин.
Звучит музыка «И сниться нам нерокот космодрома…». Кнопка убегает за ширму. Появляется профессор, который держит в руках магниты и бубнит Закон Всемирного тяготения. Потом вспоминает про письмо, достаёт из кармана.
Профессор Знайкин: Ничего не пойму! Здравствуйте мои дорогие ребятки! Помогите мне отгадать загадки, я вам за это какой-нибудь интересный фокус покажу.
Загадки, а дети отгадывают.
1. Ночью светит вам она,
Бледнолицая… (луна).
2. Ясными ночками
Гуляем мама с дочками.
Дочкам не твердит она:
«Спать ложитесь поздно! »
Потому что мать - Луна,
А дочурки…. (звёзды).
3. Светит весело в оконце –
Ну конечно это … (солнце).
4. Он космос покоряет,
Ракетой управляет,
Отважный, смелый астронавт
Зовётся просто …. (космонавт).
5. Он вокруг земли плывёт
И сигналы подаёт.
Этот вечный путник
Под названьем…. (спутник).
6. С Земли взлетает в облака,
Как серебристая стрела,
Летит к другим планетам
Стремительно…. (ракета).
Всё правильно!!! Умные какие! Вырастите тоже, наверно, станете профессорами. Ну что же раз обещал, покажу вам какой-нибудь фокус в своей лаборатории!
Фокус «Научим яйцо плавать» (прозрачный стакан с водой или банка, несколько столовых ложек соли. Положим яйцо в стакан с чистой водой, оно упало на дно. Вынем яйцо и растворим в воде соль. Опускаем опять яйцо и опля оно плавает на поверхности. Потом добавляем по чуть-чуть чистой воды, чтоб яйцо оказалось по середине.) Опля и у нашего яйца состояние невесомости как у людей в космосе.
Кнопка: Здравствуй Профессор Знайкин. Я решила полететь в космос и стать знаменитой как Белка и Стрелка.
Профессор Знайкин: В космос полететь это конечно здорово, но на чём ты полетишь???
Кнопка: Как на чём? конечно на воздушных шарах. Вот у меня и шарик есть. Помоги мне его надуть, Профессор Знайкин.
Профессор Знайкин: Хм, хорошо помогу!
Фокус «Надуем шарик без помощи рта и насоса» (1 ч.л. соды, сок лимона, 3 ст. л. уксуса, шарик, скотч, бутылка с водой, воронка. В бутылку с водой добавляем соду. Уксус смешиваем с соком лимона и вливаем в воду через воронку. Быстро надеваем шарик на горло бутылки и плотно заматываем скотчем.)
Вот только на одном воздушном шарике ты никуда не улетишь! Ребята подскажите, на чём можно улететь в открытый космос (ответы детей). Конечно на ракете!!! У тебя есть ракета?
Кнопка: Ракета? (расстроено ) конечно нет (вздох ).
Профессор Знайкин: Ну не расстраивайся! Мы сейчас её построим, ведь в моей «умной лаборатории» есть много полезного! (Крупный конструктор «ЛЕГО» вызвать двух детей старшего дошкольного возраста и попросить построить ракету.)
Кнопка: Ну вот, Знайкин теперь у меня есть ракета, теперь-то я могу отправиться в космос?
Профессор Знайкин: Постой Кнопка, не торопись! Космонавты, прежде чем полететь, много тренируются и занимаются физкультурой. Давай и мы все вместе сделаем зарядку.
Звучит музыка для зарядки. Кнопка, Профессор и дети выполняют упражнения.
Кнопка: Ну, всё теперь мы сильные и с ракетой -полетели!?!?
Профессор Знайкин: Подожди, Кнопка! Ты же ничего не знаешь о космосе! Давай полетим с тобой вместе и возьмём с собой ребят!
Ребятки, сейчас мы с вами отправимся в волшебное путешествие, сидя на своих местах, побываем в космосе! Закрываем глаза! Обратный отсчёт! Поехали!!
Звучит музыка космоса. Дети с закрытыми глазами до команды профессора.
Профессор Знайкин: Ну, вот ребятки и Кнопка открываем глаза. Сейчас мы с вами находимся в солнечной системе. Здесь Солнце – самое главное, а вокруг него крутятся (вращается) 9 планет (показывает макет солнечной системы).
Кнопка: Знайкин, Знайкин, а я знаю считалочку про названия планет.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз – Меркурий
Два – Венера
Три – Земля
Четыре – Марс
Пять – Юпитер
Шесть – Сатурн
Семь – Уран
За ним – Нептун
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон .
Профессор Знайкин: Молодец Кнопка! Раз Солнце самое главное, то мы летим от него и первая планета-соседка Меркурий (показывает картинку ). Она самая маленькая планета и ближе всех живет с Солнцем, поэтому на ней очень жарко, и мы не сможем на ней остановиться, а то все сгорим.
Кнопка: А сейчас мы летим над Венерой. Знайкин, а здесь мы сможем сделать остановку?
Профессор Знайкин: Нет, не сможем, потому что Венера покрыта вулканами, которые постоянно извергаются. Остановку сделать не сможем, но ЗАТО я вам покажу маленький вулканчик Венеры. (Опыт: в стаканчик с содой наливаем уксус.) Вот такими только большими вулканами покрыта Венера, а мы летим дальше. И вот, планета Марс.
Кнопка: А знаю, что жителей планеты Марс называют марсиане. Мы живём на планете Земля – мы земляне, а на Марсе – марсиане.
Знайкин: Молодец! Вот только этих марсиан никто не видел. По Марсу ходит марсоход (показывает картинку ) и ищет марсиан и жидкую воду. А еще на Марсе самая большая гора в солнечной Системе, которая называется Олимп (показать картинку по возможности ).
Кнопка: Следующая планета – Юпитер – самая большая планета. Но высадиться мы на неё тоже не сможем, так как там нет твёрдой поверхности, мы просто провалимся или утонем. Правильно профессор?
Профессор Знайкин: Правильно! А еще на Юпитере полно всяких непонятных пятен. Самое большое называется Красное пятно Юпитера. Ребят, давайте посмотрим, на что похожи эти пятна? (показать несколько клякс и выслушать ассоциации детей ). А следующая планета Сатурн, он окружен системой колец, кольца есть и на других планетах, но на Сатурне они самые заметные.
Кнопка: (крутит 2-3 цветных обруча). Я Сатурн!!! Похожа?
Профессор Знайкин: Ага, похожа! Ну, а мы пролетаем над Ураном – самая холодная планета. Б-р-р-р (потереть руки как будто согревает себя ). Летим дальше и подлетаем к планете Нептун – это самая дальняя планета от Солнца. Ледяная планета, на ней дуют очень сильные ветра.
Кнопка: Знаешь, Знайкин, в гостях хорошо, а дома лучше, полетели обратно на нашу планету, которая называется как ребят? Земля (показать картинку ).
У нас есть воздух, которым мы дышим, вода, которую можно пить и конечно еда.
Профессор Знайкин: Согласен с тобой Кнопка. Закрываем глаза и летим домой.
Музыка космоса.
Профессор Знайкин: Тебе Кнопка и вам всем ребята, говорю «СПАСИБО» и присваиваю звание героев-космонавтов, а также угощаю вас «звездой из Космостарс». (Раздать деткам по звездочке из сухого завтрака «Космостарс».)
Звучит музыка группы Земляне и прощание с детьми.
Сценарий ко Дню авиации и космонавтики
«Дорога в космос»
Цели: формировать у учащихся знания о становлении космонавтики, о первых полётах в космос; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся; привитие чувств гордости и уважения к российской космонавтики; расширение кругозора; развитие познавательной активности, коммуникативных способностей.
Чтец.
Я хотел бы слетать на луну,
В неразгаданный мир окунуться.
И подобно красивому сну
К самой яркой звезде прикоснуться.
Долететь до далёких орбит,
Неизвестных всем нам измерений,
Где загадочный космос хранит
Много тайн необъятной вселенной.
На планетах других побывать,
О которых наука не знает.
И существ неземных повидать, -
Что на странных тарелках летают.
Расспросить, как живётся им там,
Есть ли осень, зима или лето,
С какой целью всегда летят к нам –
На забытую Богом планету…
Все о чём-то мечтают всегда,
И стремятся чего-то добиться.
Только космос, увы, никогда
Не захочет наверно открыться…
Ведущий.
Загадочный мир звезд и планет с давних времен притягивал к себе внимание людей. Но ближе и доступнее он стал только с проникновением человека в космическое пространство.
Ведущий.
12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать "что тут особенного"?
Ведущий.
Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра - эра освоения космоса.
Ведущий.
Этот день по праву считается днем славы всех тех, кто трудится в космической сфере, а также днем торжества научно-технического прогресса.
Ведущий.
Термин «космонавтика» в переводе с греческого образован от двух слов – «вселенная» и «искусство кораблевождения». А космонавт - производное от этого уже русскоязычного термина - человек, управляющий космическим кораблём, владеющий искусством космоплавания.
Ведущий.
Космонавты - люди, проводящие испытания и эксплуатацию космической техники в космическом полёте. Широкое распространение слово «космонавт» получило с 12 апреля 1961 года, после полета Юрия Гагарина в качестве пилота КК «Восток». Позывной: «Кедр».
ВИДЕО 1.Сообщение ТАСС.
Чтец.
Разноголосый, шумный, необъятный,
Своими жил заботами эфир.
И грома реактивного раскаты –
ГАГАРИН! – не гремели на весь мир.
А он к ракете шёл. Вдруг оглянулся,
Чтоб улыбнуться всем, кто провожал.
К плечу,- на счастье,- кто-то прикоснулся,
А кто-то руку от души пожал.
Все шло обычно, как на тренировке,
И необычным станет все потом,
Когда ракету оторвёт от кромки
Огня кинжальный, реактивный гром!
На Германа взглянул он, как на брата,
На верного дублёра своего.
И провожавшим выкрикнул: - Ребята!
Один за всех и все за одного…
Ведущий.
Продолжительность полета составила 1 час 48 минут. За это время Юрий Гагарин облетел земной шар и благополучно приземлился в окрестности деревни Смеловки Терновского района Саратовской области.
ВИДЕО 2. Хроники первого полета.
Чтец 1.
Когда на землю он вернулся,
Закончив звёздные дела,
Так белозубо улыбнулся,
Улыбка так была тепла!
Чтец 2.
В ней только доброта и сила,
Ни капли превосходства нет.
Как будто роща излучила
Берёзовый озёрный свет.
Чтец 3.
Она объединила мудро
Движенье воли и ума.
Так солнечным морозным утром
Смеётся русская зима.
Чтец 4.
Она, как чудо, нам открылась,
И был таков её размах,
Такая искренность искрилась
В чуть-чуть прищуренных глазах!
Чтец
Нам с ней легко в пути великом,
Душе теплей в её тепле.
Да, без гагаринской улыбки
Темнее было б на земле!
Ведущий.
А улыбка его бессмертна. И стала символом. Он улыбался миру. Он улыбался народам. Он улыбался здесь, на Земле, возвратившись домой. Он улыбался нашей планете, радовался солнцу, лесам, полям. И он сказал землянам: « Берегите Землю, она прекрасная и маленькая!» да, маленькая. Да, прекрасная. А маленькую и прекрасную планету, единственную, где есть цветы, ручьи, березы, где есть смех, улыбки, любовь, - надо беречь, беречь, беречь!
Видео. Гагарин о своем полете.
Чтец.
Герои к звездам устремятся вновь.
И будут жить от века и до века.
Он – Первый, Словно первая любовь,
И в памяти, и в сердце человека.
Чтец.
Он был первым, кто вернулся!
Вздрогнул Мир и захлебнулся,
В диком грохоте оваций,
Лозунгов и демонстраций.
Мир, конечно, был в ударе!
Это он, советский парень,
С белозубою улыбкой.
Взмах руки. И смолкли скрипки
Ведущий.
Гагарин первым из землян совершил космический полет на корабле «Восток». За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского союза, а день полета Гагарина в космос был объявлен праздником - Днем космонавтики.
Ведущий.
Однако Гагарин не хотел останавливаться на достигнутом, готовился к новым полетам. Трагическая авария во время одного из тренировочных полетов на реактивном самолете оборвала жизнь первого космонавта планеты. Но люди земли всегда будут помнить Юрия Гагарина.
Ведущий.
В СССР был объявлен общенациональный траур. Это был первый случай в истории СССР, когда день траура был объявлен в случае смерти человека, не являвшегося на момент смерти действующим главой государства.
Чтец.
Март скорбел и таяли снежинки
От печали приднепровских лоз,
И текли горючие слезинки
По щекам заплаканных берез.
Было небо розовато-синим,
Замолкали рощи и поля –
Горевала о погибшем сыне
Больше всех Смоленская земля.
Ели кремлевские хмурые
В последнем стоят карауле…
Давно ли встречали Юрия
В апрельском победном гуле?
Тогда он вошел в бессмертие
Земной и небесный сразу…
Глотая полынь, не верьте,
Что умер герой сероглазый.
Звучит песня «Нежность» на экране показ слайдов о Гагарине.
Ведущий.
После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и работа на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Спутники и космические корабли кружат вокруг планеты.
Ведущий.
Первыми космонавтами были летчики. Потом работу в космосе продолжили конструкторы, врачи. Сейчас космос зовет тех, кто умеет управлять электронно – вычислительными машинами, плавить металл, проводить монтажные и разгрузочные работы.
Ведущий.
Сегодня работа в космосе – это научные исследования и каждодневная работа во имя развития всего мира. Вот почему в космос летают международные экипажи. Например, совместно с нашими экипажами в космосе побывали космонавты из Кубы, Венгрии, Франции, Индии и других стран.
Ведущий 1.
Для современной России, как и для других мировых держав, космонавтика - это уже не только предмет национальной гордости. Освоение и использование околоземного пространства стало серьезным ресурсом национального развития, реального повышения качества жизни людей», - так определил роль космоса президент России Владимир Путин. Таким образом, космическая деятельность становится неотъемлемой частью экономического и военно-политического развития государства.
Ведущий 1.
Людей, избравших полёты в космос своей профессией, сегодня называют «профессиональными космонавтами». До настоящего времени полёты профессиональных космонавтов готовили только правительства, однако с полётом в 2004 году частного корабля «SpaceShipOne» ситуация изменилась. Появилась новая разновидность профессионалов, подготовку и полёт которых теперь обеспечивают коммерческие компании. Кроме того, развитие космического заставило НАСА и российское Федеральное космическое агентство принять к использованию ещё один термин: - «участник космического полёта».
Ведущий 2.
Первые космонавты в СССР и США набирались из числа военных лётчиков и лётчиков-испытателей, однако потребности космонавтики в различных специалистах росли, и вскоре в космос полетели врачи, инженеры, учёные и представители других профессий.
Ведущий.
Кроме России и США свои отряды и группы космонавтов сформированы в других странах мира.
Чтец.
Когда над Землею летит космонавт,
Глядят ему вслед миллионы ребят.
Вечерней порою глядят в небеса,
Сияют, сияют ребячьи глаза.
И в них отражаются, ярко горят
Те звезды, к которым они полетят!
Мчатся ракеты к дальним мирам.
К подвигам сердце рвется.
Кто верит крылатым, как песня, мечтам,
Тот цели своей добьется!
Ведущий.
Лётчик-космонавт Российской Федерации
- . Установлено от № 2555-1. Согласно Положению о почётном звании, присваивается , совершившим выдающиеся полеты в космосе. Лицам, удостоенным этого звания, вручаются грамота о присвоении почётного звания и нагрудный знак, который носится на правой стороне груди.Ведущий.
Нагрудный знак «Лётчик-космонавт Российской Федерации» представляет собой серебряный пятиугольник с выпуклым позолоченным ободком. Ширина знака 25 мм, высота 23,8 мм. В центре знака расположено изображение земного шара с обозначенной голубым цветом территорией Российской Федерации, выполненное из эмали. Земной шар опоясан золотой орбитой спутника со спутником на орбите. Из звездочки, обозначающей г. Москву, выходит вторая золотая орбита переходящая в эмалевый шлейф золотого космического корабля, устремляющегося в межпланетное пространство.
В верхней части над земным шаром помещена выпуклая золотая надпись «Летчик-космонавт», а под земным шаром - выпуклые золотые буквы «Россия». В нижней части знака расположены две выпуклые золотые лавровые ветви.
На оборотной стороне нагрудного знака имеется номер знака.
Знак с помощью ушка и дужки крепится к позолоченной планке, покрытой муаровой трехцветной лентой в соответствии с расцветкой Государственного флага Российской Федерации. С задней стороны планки имеется нарезной штифт с гайкой для прикрепления знака к одежде.
Чтец.
Р. Рождественский.
Нервы гудят, как струны,
В сердце боль отдается …
Невероятно трудно
Будущее
Достается!
И все же,
Цветите, вишни!
Гряньте, ракетные ревы!
Чем ближе мы к звездам,
Тем выше
Памятник Гагарину и Королеву!
Викторина.
1. Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К.Э. Циолковский)
Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935) - учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного движения. Многие из современников считали его безумцем. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.
2. Изобретатель первых советских космических кораблей. (Сергей Павлович Королев)
Сергей Павлович Королев (1906 -1966) - российский ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.
3. В каком году состоялся первый полёт человека в космос? (12 апреля 1961 г.)
4. Первый человек, покоривший звездное небо. (Юрий Алексеевич Гагарин)
5. Сколько длился космический полет Ю.А. Гагарина? (108 мин = 1 ч 48 мин)
6. Как назывался космический корабль Ю.А. Гагарина? ("Восток")
7. Первая в мире женщина-космонавт. (Валентина Владимировна Терешкова)
8. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов)
9. Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? (Нил Армстронг)
20 июля 1969 года американские астронавты Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз на трехместном космическом корабле "Аполлон-11" осуществили посадку на Луну. А на следующий день Армстронг и Олдрин вышли из корабля на поверхность Луны, первым из них был Армстронг. Всего на Луну высаживались 12 астронавтов.
10. Как называются русский и американские космические корабли многоразового использования? ("Буран", "Шаттл")
"СПЕЙС ШАТТЛ" (англ. Space Shuttle - космический челнок) - многоразовый пилотируемый транспортный космический корабль США. Первый полет с астронавтами - апрель 1981 года. К 1992 году построены 5 орбитальных ступеней - "Колумбия", "Челленджер", "Дискавери", "Атлантис", "Эндевер".
"БУРАН" - воздушно-космический корабль многоразового использования. Выполнен по самолетной схеме типа "бесхвостка" с низкорасположенным крылом двойной стреловидности. Старт корабля с помощью ракеты-носителя "Энергия", спуск и посадка по "самолетному" режиму. Первый беспилотный полет с посадкой в автоматическом режиме 15 ноября 1988 года.
11. Как называется американский ракетоноситель, который 28 января 1986 года потерпел катастрофу - взорвался на 74 секунде с момента старта? ("Челленджер")
12. В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли?(4 октября 1957 г.)
13. Как назывался самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны?("Луноход")
"Луноход" - автоматическое или управляемое устройство для работы и передвижения по поверхности Луны. Первый автоматический лунный самоходный аппарат, управляемый с Земли, - советский "Луноход-1" (1970), а первый управляемый лунный самоходный аппарат - американский луноход "Ровер" (1971).
14. Как назывались автоматические межпланетные станции, которые в 1984-85 годы исследовали Венеру и комету Галлея? ("Вега")
15. Самая большая планета Солнечной системы. (Юпитер.)
16. Первый космический аппарат, выведенный на орбиту Земли в 1957 году. (Спутник.)
17.У какой из планет есть кольца? (Сатурн.)
18. Одежда космонавта. (Скафандр.)
19. Источник жизни на Земле. (Солнце.)
20. Какое воинское звание получил Юрий Гагарин, находясь в космосе? (Майор авиации.)
Вопросы о космосе.
1.Как называются гигантские пылающие шары? (Звезды.)
2.Как называют упавший на Землю камень из космоса? (Метеорит.)
3.Ближайшая к нам звезда. (Солнце.)
4.Спутник Земли. (Луна.)
5.Планета гигант. (Юпитер.)
6.Как назвали самый большой Астероид? (Церера.)
7. Самая главная часть кометы. (Ядро.)
8. Расположите планеты в Солнечной системе. (Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий, далее – Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
Предлагаем вам две сценки на день космонавтики, которые поближе познакомят детей с темой космоса, ответят на многие интересующие их вопросы и научат, что надо делать, чтобы стать космонавтом. Также в сценках предусмотрены игры с детьми в стиле вопрос-ответ. Это поможет закрепить все то, что дети узнают на вашем празднике. А специальные вспомогательные пособия в виде папок передвижек станут настоящей находкой для детей, воспитателей и всех, кто присутствует на празднике. В них много интересного материала, который надо знать каждому.
Сценка 1 – Мечты о космосе.
На сцене стоит стол и стул, на котором сиди папа и читает газету. К нему подходит ребенок и говорит.
Ребенок:
Папа, папа, я сейчас видел, как звезда с неба упала. Вот здорово, кому-то повезло, если она упала рядом с ним. Можно будет взять ее себе и хранить у себя дома настоящую космическую звезду. Пап, а мы можем взять такую звезду к себе домой, если она упадет рядом с нами?
Папа:
Звезды не могут падать на землю, они сгорают от кислорода. А то, что долетает до нас это пыль. Или метеоритные камни, но их трудно найти.
Ребенок:
Пап, а пап, а космонавты летают со звездами? Они ходят по ним, трогают их?
Папа:
Нет, космонавты не ходят по звездам и не трогают их руками. Но они летают с ними так близко, что видят их почти на расстоянии вытянутой руки.
Ребенок:
Папа, папа, я тоже хочу быть космонавтом. Я хочу летать в небе, видеть звезды и смотреть на луну так близко, как только может подлететь к ним космический корабль.
Папа:
Чтобы быть космонавтом надо много тренироваться и хорошо учиться.
Ребенок:
Пап, а зачем тренироваться и хорошо учиться. Ведь в космосе нет учителей, которые будут спрашивать уроки.
Папа:
Учиться надо для того, чтобы летать и не бояться разбиться. Надо знать, где можно летать, а где нельзя. Надо знать, как летать, как поднять космический корабль в воздух. Надо знать, как управлять космическим кораблем.
Ребенок:
Ясно, тогда я буду хорошо учиться. А зачем надо тренироваться и как это делать?
Папа:
А тренироваться надо, чтобы выдерживать нагрузки в космосе. Там совсем другое давление, там почти нет кислорода. И поэтому надо быть сильным, натренированным и легко переносить все перемены.
Ребенок:
Хорошо, пап, я теперь и тренироваться буду. А ты мне поможешь?
Папа:
Помогу. Начти сначала с того, что составь свой распорядок дня. Когда у тебя подъем, когда обед и когда надо ложиться спать. Также не забудь включить в свой распорядок дня и тренировки с учебой.
Ребенок:
Хорошо, я обязательно это сделаю. Но только завтра. А сейчас расскажи мне про , про и . И про первого космонавта в мире. Мне так все это интересно. Ведь это и будет урок знаний, правда?
Папа:
Да, это и будет твой первый урок знаний.
Сценка 2 – Урок знаний про космос.
Эта сценка игра с детьми. На сцену выходит Незнайка и задает разные вопросы про космос, про звезды и так далее. А дети отвечают ему.
Незнайка:
Здравствуйте дети.
Дети:
Привет, Незнайка.
Незнайка:
Мой друг Знайка говорит, что большая и малая медведица это звезды или как он там говорил – созвездие. Врет, наверное, хочет на до мной посмеяться. А вы дети как думаете – что такое большая и малая медведица?
Дети отвечают про созвездия большой и малой медведицы.
Незнайка:
Не соврал, значит. А еще Знайка говорит, что солнце это звезда. Но если солнце звезда, тогда почему другие звезды так не греют?
Дети отвечают про солнце и про другие вопросы.
Незнайка:
А вы знаете, что я был на луне? Читали про это? Так вот, а Знайка опять говорит, что на луне ни кто не живет. Но я-то там был, я-то знаю.
Дети рассказывают Незнайки про луну и про то, что там действительно ни кто не живет.
А вопросы и ответы на тему космос вы можете взять, используя наши
Млада Сидорова
Сценарий праздника к Дню космонавтики «Космическое путешествие»
Сценарий «Космическое путешествие»
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята!
12 апреля наша страна отмечает замечательный праздник - День космонавтики. Это большой праздник в честь летчиков, космонавтов, конструкторов, которые создают ракеты, космические корабли и искусственные спутники Земли. И наш праздник посвящен полету в космос первого в мире космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.
Дети рассказывают стихи:
1. В космической ракете с названием «Восток»
Он первым на планете подняться к звездам смог.
Поет об этом песни весенняя капель:
На веки будут вместе Гагарин и апрель.
2. Взлетел в ракете русский парень,
Всю Землю видел с высоты,
Был первым в космосе Гагарин,
Каким по счету будешь ты?
3. Космонавт. Такого слова не было
Среди многих, многих тысяч слов,
Привезли его на Землю с неба
Летчики: Гагарин и Титов.
Воспитатель:
Ребята, вы уже много узнали о космосе, и сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по неизведанным планетам, чтоб лучше настроиться на путешествие давайте споем песню
Дети исполняют песню «Песенка юных космонавтов» (В. Шестакова)
Воспитатель: Путешествие нас ждет трудное, готовы ли вы к испытаниям? (ответы детей) Предлагаю вам космическую разминку.
Физминутка:
Раз, два - стоит ракета, три, четыре - самолет,
Раз, два - хлопок в ладоши, а потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре - руки выше, плечи шире.
Раз, два, три, четыре - и на месте походили.
Как вы думаете, каким должен быть космонавт (ответы детей)
Игра «Не опоздай в ракету
(На полу обручи, все вместе гуляют по залу и говорят стих, после произнесения последнего слова надо встать в обручи по 4 человека, кому не хватило места, тот выбывает из игры и один обруч убирается, игра продолжается.)
Слова: Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам,
На какую захотим, на такую полетим,
Но в игре один секрет -опоздавшим места нет!
Вед:Поиграли немножко, а теперь пора в путь, но у нас нет ракеты. Давайте их построим
Игра «Собери ракету» (пазлы)
Вед: Ракеты готовы! Отправляемся на Космодром
Марш. Переход в другую половину зала. Устанавливаем ракету.
Вед. Всем экипажам занять места в ракете. (Дети рассаживаются)
Объявляется минутная готовность., до старта 10 секунд. Начинаем обратный отсчет. (Дети хором считают от 10 до 0.)Пуск! (Звучит космическая музыка.)
Ракета уносит вас в звездное небо. 10 секунд - полет нормальный.
Посмотрите, перед вами открывается звездное небо
Видео Космос
Вед: Пока мы летим, давайте вспомним планеты, которые мы знаем:
По порядку все планеты назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий, два - Венера,
Три - Земля, четыре - Марс.
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, за ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом, и девятая планета
Под названием Плутон.
мы прибыли на первую планету- Планету Игрушек.
Смотрите, сколько здесь игрушек! Давайте с ними поиграем
Игра «Кто быстрей возьмет игрушку»(ст. группы)
Танец «Кукляндия» (подг)
Игра «Невесомость»
Мы подлетаем к планете Загадочная
Космонавты, будьте внимательны и слушайте
загадки
1. Чтобы глаз вооружить и со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб нужен мощный. (телескоп)
2. Астроном, как звездочет, знает все наперечет.
Только лучше звезд видна в небе полная. (луна)
3. До Луны не может птица долететь и прилуниться,
Но зато умеет это делать быстрая. (ракета)
4. У ракеты есть водитель, невесомости любитель,
По-английски «Астронавт», а по-русски. (космонавт)
5. Космонавт сидит в ракете, проклиная все на свете,
На орбите, как назло, появилось. (нло)
6. Видит, в космосе нора, это черная. (дыра)
7. В черных дырах темнота чем-то черным занята.
Там окончил свой полет межпланетный. (звездолет)
8. Звездолет - стальная птица, он быстрее света мчится,
Познает на практике звездные. (галактики)
9. А галактики летят врассыпную, как хотят.
Очень здоровенная эта вся. (вселенная)
Ведущий:Какие вы молодцы, ребята, справились со всеми загадками!
Внимание! Всем экипажам занять свои места в ракете. Нас жду новые планеты и новые приключения. (музыка космос)
В космическом пространстве очень много звезд. Внимание! Экипажи могут покинуть корабль, выйти в открытый космос и поиграть в игру.
Проводится игра «Созвездие».
Дети, взявшись за руки, образуют 2-3 круга и по команде взрослого начинают водить своеобразные «космические хороводы», «звездочкой», кружась, расходятся по всему залу, останавливаются, проговаривают текст и собираются в «созвездие».
В небе звезды блестят, весело сверкают.
И с ребятами они поиграть желают.
Ну-ка, звездочки, светлей в небе засияйте,
Звездную карусель в небе начинайте.
Раз-два-раз, раз-два-раз,
Созвездие для каждой звездочки
мы найдем сейчас.
Ведущий:ст-е
Танец звезд (стар. гр.)
Вед:Внимание! Внимание! Всем экипажам срочно вернуться на корабль! Из космоса поступило тревожное сообщение – сигнал SOS. Нас зовут на помощь Всем экипажам занять свои места в ракете. Срочно летим
на Планету Железяка
Внимание! Приготовится к посадке!
Музыка. Выходит Инопланетянин:
Здрав-ствуй-те, при-шель-цы! Рад При-ветст-во-вать вас на пла-не-те Же-ле-зя-ка! Кто вы та-ки-е?
Вед: Мы прилетели с планеты Земля.
Иноплан: А что это за планета?
Вед: А мы тебе сейчас споём об этом песню
Песня «Разноцветная планета»
Иноплан: Красивая у вас планета. А на нашей планете случилась беда: всю планету завалило космическим мусором. Нужна ваша помощь.
Вед: Мы готовы помочь! Ребята, давайте разделимся на 2-3 команды и поможем нашим космическим друзьям!
Игра-эстафета «Уборка планеты»
Иноплан: Большое спасибо вам, друзья! Теперь моя планета чистая. Как я рад! Давайте веселится. Я хочу научить вас танцевать мой любимый танец
Танец «Пяточка-носочек»
Вед:Спасибо тебе за такой весёлый танец! Но нам пора возвращаться домой. До свидания!
(Инопланетянин прощается и уходит)
Ребята! Мы хорошо с вами повеселились, вы отлично справились со всеми заданиями, но наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться на Землю. Внимание! Всем приготовиться к пуску, начинается обратный отсчет 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Вот мы и вернулись. Где мы с вами сегодня побывали, что вам запомнилось?
(Уход под музыку марша)
Публикации по теме:
День космонавтики. Сценарий спортивного развлечения для детей второй младшей группы «Космическое путешествие» День космонавтики Сценарий Сценарий спортивного развлечения для детей 2 мл. группы «Космическое путешествие». Описание материала: материал.
Задачи: Познакомить детей с понятием «Солнечная система». Расширять знания детей о планете земля. Рассказать о том, как люди раньше представляли.
Развлечение к Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» Развлечение к Дню космонавтики для детей.
Сценарий праздника «День космонавтики» в коррекционной школе Ведущий. Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались на праздник, посвященный ДНЮ КОСМОНАВТИКИ. 12 апреля 1961 года.