Палаты Долгоруковых mittatiana wrote in March 13th, 2012
Колпачный переулок, дом 6 строение 2
Во дворе жилого дома № 6 находится интересный и малоизвестный архитектурный памятник - дворец Долгоруких,
построенный в 1764 г. с использованием старых, еще XVII в., палат.
Здание за свою долгую историю сменило много хозяев, оставшись для нас «палатами Долгоруковых»,
и будучи накрепко привязанным молвой к мрачным тайнам пыточных подвалов Малюты Скуратова.
« » на Яндекс.Фотках
« » на Яндекс.Фотках
Архитекторы Д.П.Сухов и Н.Д.Виноградов считали, что в XVII столетии палаты принадлежали В.И. Стрешневу,
тестю царя Михаила Фёдоровича, заведовавшему Приказом золотых дел,
а затем К.П. Нарышкину, воеводе и деду Петра Великого.
В начале XVIII в. этими палатами владели Бутурлины, потом генерал-майор князь К.С. Кантакузен, потомок древнего
византийского рода, представители которого обосновались в России после Прутского похода Петра I.
В 1744 г. палаты были куплены капитаном Бутырского пехотного полка князем А.А.Долгоруковым.
Он являлся потомком тех самых Долгоруких, которые вели свой род от основателя Москвы,
сидящего теперь на вечном коне перед столичной мэрией.
« » на Яндекс.Фотках
« » на Яндекс.Фотках
Через несколько лет он приобрёл два соседних участка и начал перестраивать старые палаты, значительно их увеличив.
Долгоруков перестроил палаты, поручив архитектору В.Я. Яковлеву создать дворец в стиле пышного елизаветинского барокко.
Дворец вышел на славу — фасад и план этого здания великий русский зодчий Матвей Казаков поместил в свой альбом наиболее примечательных строений Москвы.
« » на Яндекс.Фотках
« » на Яндекс.Фотках
Долгоруков умер в 1782 г. и после его смерти в начале XIX века этот дом оказался предметом судебной тяжбы, в связи с чем была составлена подробная опись владения.
От Покровки усадьба отделялась каменным забором с железными воротами, за ними на площади в полгектара располагался фруктовый сад из 80 деревьев, а уже за садом, в глубине, находился главный двухэтажный каменный дом, к которому вела от улицы широкая въездная аллея.
Парадный двор, своими сложными криволинейными очертаниями скрадывающий асимметрию основной планировки, опоясывала невысокая декоративная ограда со львами, держащими в зубах цепи.
Рядом с палатами находились кузница, конюшня, деревянные флигели, а на берегу пруда стояла баня.
« » на Яндекс.Фотках
« » на Яндекс.Фотках
Интерьеры господских покоев поражали роскошью: стены были отделаны штофом, комнаты обогревались голландскими изразцовыми печами, в залах стояла дорогая мебель, подвалы ломились от съестных припасов и вин.
Среди примечательных жильцов дома (на время судебного разбирательства он находился в опеке и сдавался внаем) были калужский губернатор (в 1811-16 гг.), впоследствии сенатор, действительный статский советник Павел Никитич Каверин (1763-1853) — отец Петра Каверина (1794-1855), члена "Союза благоденствия", кутилы и дуэлянта, приятеля А.С.Пушкина.
« » на Яндекс.Фотках
« » на Яндекс.Фотках
Затянувшееся судебное дело о наследстве закончилось лишь в 1818 году, и новым хозяином стал отставной капитан князь М.М.Долгоруков, племянник предыдущего владельца.
Человек он был жестокий и вздорный, за издевательства над своими крепостными его сослали в Вятку, а усадьба вновь оказалась в ведении опеки.
В дальнейшем, после смерти М.М.Долгорукова в 1841 г., владение перешло в купеческие руки и стало использоваться для хозяйственных и торговых нужд.
« » на Яндекс.Фотках
Владение на углу Пречистенке и Сеченовского переулка имеет весьма сложную форму, поскольку формировалось в результате объединения более мелких участков на протяжении трех веков.
В 1772-1773 годах генерал-майор Михаил Никитич Кречетников скупил смежные дворы, выходившие на Пречистенку, и выстроил городскую усадьбу, состоявшую из главного дома и двух флигелей. Два подковообразных каменных корпуса служб ограничивали парадный двор усадьбы. После смерти Кречетникова княгиня Е. А. Долгорукова выкупила усадьбу, и до 1840-х годов она принадлежала ее сыну князю А.Н. Долгорукову. Трое его сыновей довольно известны. Старший Илья Андреевич был членом ранних декабристских обществ и упомянут в стихах А.С. Пушкина как «осторожный Илья». Средний сын, Василий, занимал пост начальника III Отделения Императорской канцелярии, откуда ушел после покушения Каракозова на Александра II, считая, что не справился со своими обязанностями обеспечения охраны государя. Младший, Владимир, занимал пост московского генерал-губернатора с 1865 по 1891 год.
Между 1797 и 1799 годами над проездными воротами между главным домом и флигелями были надстроены галереи, что привело к созданию единого протяженного объема. Чертежи обновленного здания вошли в знаменитые «Архитектурные альбомы» . Пожар 1812 года не пощадил усадьбу. Исследователи полагают, что восстановлением занимался архитектор . В пользу этого свидетельствует текст подрядной записи 1816 года на изготовление новых лестниц и дверей, где говорится: «…все ж оное строение производить и двери зделать по приказанию архитектора Кампорези и по рисунку ево данному» К 1816 году восстановительные работы были в основном завершены. Часть помещений первого этажа главного дома и служб сдавалась под мелкие мастерские и лавочки.
В 1846 году усадьбу приобретает чиновник И.В. Лаврентьев, который покупает еще и соседний участок и все, что только можно, сдает в аренду. Главный дом занимает 1-я Московская гимназия, затем школа межевых топографов.
В середине 1850-х усадьба почти целиком перешла к подпоручику Н.П. Воейкову, который сдал дом Александро-Мариинскому училищу Пречистенского отделения Попечительства о бедных в Москве, основанному В.Е. Чертовой. Москвичи тут же метко прозвали заведение «чертовским училищем». Вскоре усадьба переходит в собственность училища, проводится ремонт, перепланировка главного дома и устраивается домовая церковь Покрова Богородицы.
В 1870-х планировка владения подверглась некоторому переустройству, в частности, по новому был разбит училищный сад, за что цветовод Фомин был удостоен золотой медали. Старый полуциркульный корпус служб был надстроен до двух, а частично до трех этажей.
Далее переделки следуют одна за другой, архитекторы Н.И. Финисов, А.О. Гунст , Н.Д. Струков последовательно что-то достраивают и перестраивают. В 1899 году училище было преобразовано в Александро-Мариинский институт им. кавалерственной дамы В.Е. Чертовой и перешло в военное ведомство. Институт, располагавшийся здесь до 1917 года, был предназначен для образования дочерей офицеров Московского военного округа. Попечительницей была великая княгиня Елизавета Федоровна. Давали образование: воспитательниц начальных училищ и домашних воспитательниц - прошедшим общий курс обучения; учительниц - прошедшим полный курс обучения.
В начале ХХ века во владении произошли существенные изменения, вызванные потребностью института в расширении площадей и ветхим состоянием многих построек, к главному дому были пристроены два трехэтажных корпуса по проекту архитектора Н.Д. Струкова.
В советское время бывшее владение института было занято учреждениями военного ведомства. Перед переездом сюда в 1921 году Академии РККА здание подверглось очередной перепланировке и ремонту.
В 1998-2000 годах в главном доме была проведена реставрация. С марта 2001 года здесь работает Музейно-выставочный комплекс Российской Академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели».
Пройдемся по четной стороне Покровки и заглянем во двор дома номер 4. В глубине, спрятавшись от шума и суеты оков каменного города, расположился особняк в стиле барокко, в основе своей имеющий палаты XVII века. Принадлежал он князьям Долгоруким.
Несмотря на богатую историю этого дома, нас интересует всего лишь одна страница из его летописи. И датируется она 1812 годом. 24 сентября здесь начала действовать военная комиссия под председательством генерала Мишеля, командира 1-го гренадерского полка гвардии Наполеона. Под караулом, без оков, сюда были приведены 26 обвиняемых в московских поджогах. Сохранились протоколы комиссии, где, в частности, признается факт множественных самосудов, когда французские солдаты убивали на месте любого человека, несшего в руках любой предмет, связанный с огнем, пусть это была даже простая свечка. Из 26 человек 13 были преклонного возраста, возможно, из-за этого не покинувшие город. Девять были солдатами московской полиции. В отношении 10 человек комиссия посчитала вину доказанной, они были приговорены к расстрелу, который должен был свершиться в течение 24 часов. Остальных 16 отправили в тюремное заключение «для избежания вреда, который бы они причинить могли».
Одновременно велись работы по созданию полиции. 12 октября появилось объявление о создании police génèral. В нем сообщалось, что «всеобщая полиция учреждается в доме Долгорукова на Покровке в приходе Успения. Канцелярия открыта будет каждодневно от 8 часов утра до 7 вечера. Генерал-комиссары или полицмейстеры давать будут каждодневно аудиенции по утру от 9 до 10, а вечеру от 3 до 5 часов, кроме воскресенья».
В 1997 года дом перешел в частную собственность. Новый владелец сделал капитальный ремонт, восстановив былое величие усадьбы. Так что фотографии должны получится прекраснейшими!
Пречистенку ждут большие перемены: здесь началось благоустройство по программе «Моя улица». Тротуары станут просторнее, в сквере около памятника В.И. Сурикову посадят больше деревьев, во дворе эндокринологического диспансера создадут сад, а возле художественной школы имени В.А. Серова разобьют цветник. В полотно мостовой вмонтируют навигационные таблички с информацией о старинных усадьбах.
Дорога к монастырю и престижный район
В XVI веке будущая Пречистенка была частью дороги из Кремля в Новодевичий монастырь. Но тогда улица называлась Чертольская - от ручья Чертолье (Черторый, Черторье), который протекал в этой местности. Причем начиналась она у Боровицких ворот Кремля и только в начале XIX века была поделена на две части - Пречистенку и Ленивку (Волхонку).
Городская застройка вдоль улицы начала формироваться в последней трети XVI века, после того как Иван Грозный включил эту территорию в опричнину. Современное название Пречистенка получила в 1658 году по указу царя Алексея Михайловича. Он часто ездил в Новодевичий монастырь и решил, что Чертольская - неподобающее название для улицы, ведущей к обители. Тишайший велел переименовать улицу в честь иконы Пречистой Божией Матери Смоленской, хранившейся в монастыре.
Со временем Пречистенка стала пользоваться популярностью у дворянства. Здесь, например, располагались дворы Всеволожских, Лопухиных и Хрущевых. Фамилии этих именитых домовладельцев сохранились в названиях переулков, примыкающих к Пречистенке.
Улица сильно пострадала при пожаре в 1812 году. «На Пречистенке едва есть пять домов», писал современник после ухода французов. Но дворяне достаточно быстро восстановили свои владения. У писателя Михаила Загоскина находим такую оценку обновленной улицы: «…Красивая Пречистенская улица, в которой несколько огромных каменных домов не испортили бы и Дворцовой набережной Петербурга…».
В 1921 году улицу снова переименовали, на этот раз в Кропоткинскую - в честь известного революционера-анархиста. Предыдущее название - Пречистенка - вернули в 1994 году.
Жемчужины Пречистенки
Белые палаты
В начале улицы расположены Белые палаты конца XVII века. Изначально владельцем дома был князь Прозоровский, управляющий Оружейным приказом. В XVIII веке палаты дважды перестраивали. В конце XIX столетия в них открыли трактир. Позже здание приспособили под кинотеатр, а затем - под жилой дом. В 1972 году в Москву должен был приехать президент США Ричард Никсон. К этому визиту готовились основательно: в центре Москвы сносили многие обветшавшие строения. Белые палаты тоже чуть не сровняли с землей, но вовремя вмешались архитекторы-реставраторы. Под всеми надстройками они обнаружили древнюю основу и отстояли здание. Вскоре началась реконструкция памятника архитектуры, которая продлилась до 1995 года.
Усадьба XVIII века
Дом 8, расположенный напротив Белых палат, - городская усадьба XVIII века. Но в основе здания - палаты более раннего периода. В середине XVIII века владельцем участка стал генерал-поручик участник Семилетней войны Яков Протасов. Он и достроил палаты, придав зданию П-образную форму. В 1794 году усадьба перешла к княгине Волконской. Затем дом сменил еще несколько владельцев, последними из которых стали Истомины. Они переделали главный фасад по проекту архитектора Константина Буссе.
Доходный дом Костяковой
Пятиэтажное здание на углу Пречистенки и Всеволожского переулка было построено в 1910 году. Оно выполнено в неоклассическом стиле и на уровне второго этажа украшено скульптурными панно на античные темы. Владелица дома, известная благотворительница купчиха Евдокия Костякова, использовала его как доходный. Здесь жил пианист и композитор Александр Гольденвейзер, у которого бывали композиторы Сергей Танеев и Сергей Рахманинов. А частым гостем другого жильца - художника Бориса Шапошникова был Михаил Булгаков.
Кстати, именно около дома 9 главный герой «Собачьего сердца» профессор Преображенский увидел Шарика. Во время описываемых в повести событий в нижнем этаже здания располагался магазин Центрохоза, из которого и вышел Филипп Филиппович, перед тем как встретил продрогшего голодного пса. Сейчас в доме 9 располагается Центральная энергетическая таможня.
Дом генерала Орлова
В основе дома 10 - сводчатые палаты конца XVII века. Пилястры и цоколь из белого камня появились в XVIII веке. Современный облик здание приобрело во второй половине XIX века. Наличники, обрамление дверей и балкон второго этажа сделали в духе классицизированной эклектики, добавили капители, пилястр коринфского ордера и ажурную решетку над карнизом кровли.
В 1834–1842 годах владельцем усадьбы был декабрист Михаил Орлов. После его смерти часть комнат стали сдаваться в аренду. Одним из постояльцев был художник Исаак Левитан. Комнату он использовал и как жилье, и как мастерскую. Частым гостем Левитана был Антон Павлович Чехов. В начале XX века владельцем дома стал крупный коллекционер живописи и фарфора купец-галантерейщик Мориц Филипп. Гувернером его сына Вальтера был Борис Пастернак. Писатель перебрался в дом 10 в 1915 году, но прожил здесь совсем недолго. 28 мая 1915 года начались погромы магазинов и домов, принадлежавших немцам. Видимо, Филиппа тоже приняли за подданного Германии: его дом серьезно пострадал. Пастернак писал, что потерял во время погрома книги и рукописи. После этих событий Мориц Филипп с семьей снял квартиру в Шереметьевском (ныне Романовом) переулке, Борис Пастернак переехал вместе с ними. После 1917 года особняк занимали различные общественные организации.
Усадьба Хрущевых-Селезневых
Под номером 12 на Пречистенке расположен один из красивейших домов Москвы - усадьба Хрущевых-Селезневых. Ансамбль, построенный по проекту архитектора Афанасия Григорьева, является прекрасным образцом ампирной жилой застройки. Основой для усадьбы стали подклет, жилой флигель и старые палаты начала ХVIII века, уцелевшие после пожара 1812 года. В 1814 году остатки разрушенной усадьбы приобрел гвардии прапорщик в отставке Александр Хрущев и начал отстраивать здание заново. Через несколько лет на месте сгоревшего дома красовался особняк, окруженный многочисленными служебными постройками и небольшим садом.
В середине 1840-х годов усадьбу купили торговцы чаем Рудаковы, а в 1860 году она перешла к отставному штабс-капитану Дмитрию Селезневу. В начале XX века его дочь передала дом московскому дворянству для устройства детской школы-приюта. С 1961 года в усадьбе располагается Музей А.С. Пушкина.
Доходный дом Рекка
Шестиэтажный доходный дом на углу Пречистенки и Лопухинского переулка построили по заказу банкира и предпринимателя Якова Рекка. Автором проекта стал архитектор Густав Гельрих. Угол здания акцентировали полукруглым эркером. Над ним возвышалась башенка с часами, украшенная барельефом и скульптурами. Здание доминировало над окружающей двух- и трехэтажной застройкой. Дом считался элитным: в нем были лифты, канализация, водопровод и ванные. В 1911 году аренда квартиры здесь обходилась в 1200 - 3000 рублей в год.
Две квартиры на верхнем этаже занимал Александр Фаберже, родственник знаменитого ювелира. Он был юрисконсультом в фирме Фаберже. Во время революции Александр спешно покинул Россию, оставив все свое имущество. Обе квартиры переделали в коммуналки. В них разместились московские художники, в частности члены группы «Бубновый валет». Новые жильцы были уверены, что в квартире могут быть спрятаны драгоценности, оставленные предыдущим владельцем. По некоторым данным, один из тайников с серебром действительно был обнаружен при перестройке дома в 1980-х годах. Тогда у здания появился седьмой технический этаж, а угловая башня вошла в надстройку и фактически перестала существовать. В 2011 году дом подвергся масштабной реконструкции.
Дом Ермолова
В основе дома под номером 20 по Пречистенке - особняк конца XVIII века. Его построили для знаменитого врача Христиана Лодера, известного необычным методом лечения недугов. Он «выгуливал» своих пациентов на свежем воздухе, ставил им музыку и поил минеральной водой из хрустальных бокалов. За это и врача, и его пациентов называли «лодыри».
Пожар 1812 года погубил здание, и после войны на его месте появился двухэтажный особняк с характерным для московских построек строгим классическим фасадом. Хозяйкой дома в этот период была графиня Орлова. Каждый москвич знал о шутихе «дуре Матрешке», живущей в доме Орловых. В теплое время года, нарумяненная и разодетая в старые платья графини, она сидела у решетки сада, разговаривала с прохожими и посылала им воздушные поцелуи.
В 1851 году дом перешел к герою Отечественной войны 1812 года генералу Алексею Ермолову. После него усадьба принадлежала фабриканту Владимиру Коншину, а с 1900 года - предпринимателю и миллионеру Алексею Ушкову, владевшему крупной чайной фирмой с представительствами по всему миру.
В 1921–1924 годах в здании размещалась хореографическая студия Айседоры Дункан. Она не только работала, но и жила в старинном особняке. Здесь же после женитьбы на танцовщице поселился Сергей Есенин.
Дом князя Долгорукова
Владение на углу Пречистенки и Сеченовского переулка имеет сложную форму, так как его образование происходило на протяжении долгого времени, оно объединило более мелкие участки. Дом князя Андрея Долгорукова под номером 19 построен в 1780-е годы. Первоначально центральная часть здания, увенчанная бельведером с куполом (сгорел в 1812 году), соединялась с боковыми флигелями колонными галереями на аркадах. Это было уникальным для Москвы архитектурным решением. Впоследствии сквозные арки были заложены. В 1860-е годы дом заняло Александро-Мариинское женское училище, основанное генеральшей Чертовой. В 1921 году в здание переехала часть Военной академии РККА. Сейчас в особняке располагается Галерея искусств Зураба Церетели.
Гимназия Поливанова
Усадьбу по адресу Пречистенка, дом 32/1 возводили заново после пожара 1812 года. Получилось очень внушительное сооружение, почти дворец. Уличный фасад главного дома украсили восьмиколонным портиком. Во двор вели арочные проезды. На территории расположились флигели, конюшни, каретный сарай и домовая церковь. Когда в Малом театре ставили грибоедовскую комедию «Горе от ума», интерьеры этой усадьбы были взяты за образец при создании декораций. Владел домом гвардии корнет Павел Охотников.
В 1879 году дом перешел к потомственным почетным гражданам купцам Пеговым. Они оставались собственниками до 1915 года. В 1882 году здание арендовали для гимназии Поливанова.
«В семидесятых годах прошлого века двумя выдающимися педагогами того времени - Софьей Александровной Арсеньевой и Львом Ивановичем Поливановым были учреждены в Москве, в районе Пречистенки, две гимназии: Арсеньевская и Поливановская. Связь между этими школами была самая тесная; если сыновья учились у Поливанова, дочерей отдавали к Арсеньевой. Преподавание было в большинстве случаев общее, почти все учащиеся знали друг друга, и, начиная с шестого класса, между ними возникали юношеские романы. Бывали случаи пересылки записок в карманах пальто математика А.А. Игнатова, который, переходя с урока на урок, не подозревал, что играет роль почтового голубя». (Из воспоминаний Т.А. Аксаковой)
Поливановскую гимназию окончили многие известные люди, среди них Владимир Соловьев, Валерий Брюсов, Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Александр Головин и Александр Алехин. Здесь учились сыновья Льва Толстого. Современники говорили, что он приходил в гимназию и спорил с преподавателями о русской словесности.
В 1915 году дом переходит богатой предпринимательнице Вере Фирсановой. В 1921 году в старинной усадьбе размещается Государственная академия художественных наук. Сейчас здание занимают детская художественная школа № 1 и детская музыкальная школа № 11 имени В. И. Мурадели. Здесь проводят Поливановские вечера на Пречистенке.
Владение на углу Пречистенке и Сеченовского переулка имеет весьма сложную форму, поскольку формировалось в результате объединения более мелких участков на протяжении трех веков.
В 1772-1773 годах генерал-майор Михаил Никитич Кречетников скупил смежные дворы, выходившие на Пречистенку, и выстроил городскую усадьбу, состоявшую из главного дома и двух флигелей. Два подковообразных каменных корпуса служб ограничивали парадный двор усадьбы. После смерти Кречетникова княгиня Е. А. Долгорукова выкупила усадьбу, и до 1840-х годов она принадлежала ее сыну князю А.Н. Долгорукову. Трое его сыновей довольно известны. Старший Илья Андреевич был членом ранних декабристских обществ и упомянут в стихах А.С. Пушкина как «осторожный Илья». Средний сын, Василий, занимал пост начальника III Отделения Императорской канцелярии, откуда ушел после покушения Каракозова на Александра II, считая, что не справился со своими обязанностями обеспечения охраны государя. Младший, Владимир, занимал пост московского генерал-губернатора с 1865 по 1891 год.
Между 1797 и 1799 годами над проездными воротами между главным домом и флигелями были надстроены галереи, что привело к созданию единого протяженного объема. Чертежи обновленного здания вошли в знаменитые «Архитектурные альбомы» . Пожар 1812 года не пощадил усадьбу. Исследователи полагают, что восстановлением занимался архитектор . В пользу этого свидетельствует текст подрядной записи 1816 года на изготовление новых лестниц и дверей, где говорится: «…все ж оное строение производить и двери зделать по приказанию архитектора Кампорези и по рисунку ево данному» К 1816 году восстановительные работы были в основном завершены. Часть помещений первого этажа главного дома и служб сдавалась под мелкие мастерские и лавочки.
В 1846 году усадьбу приобретает чиновник И.В. Лаврентьев, который покупает еще и соседний участок и все, что только можно, сдает в аренду. Главный дом занимает 1-я Московская гимназия, затем школа межевых топографов.
В середине 1850-х усадьба почти целиком перешла к подпоручику Н.П. Воейкову, который сдал дом Александро-Мариинскому училищу Пречистенского отделения Попечительства о бедных в Москве, основанному В.Е. Чертовой. Москвичи тут же метко прозвали заведение «чертовским училищем». Вскоре усадьба переходит в собственность училища, проводится ремонт, перепланировка главного дома и устраивается домовая церковь Покрова Богородицы.
В 1870-х планировка владения подверглась некоторому переустройству, в частности, по новому был разбит училищный сад, за что цветовод Фомин был удостоен золотой медали. Старый полуциркульный корпус служб был надстроен до двух, а частично до трех этажей.
Далее переделки следуют одна за другой, архитекторы Н.И. Финисов, А.О. Гунст , Н.Д. Струков последовательно что-то достраивают и перестраивают. В 1899 году училище было преобразовано в Александро-Мариинский институт им. кавалерственной дамы В.Е. Чертовой и перешло в военное ведомство. Институт, располагавшийся здесь до 1917 года, был предназначен для образования дочерей офицеров Московского военного округа. Попечительницей была великая княгиня Елизавета Федоровна. Давали образование: воспитательниц начальных училищ и домашних воспитательниц - прошедшим общий курс обучения; учительниц - прошедшим полный курс обучения.
В начале ХХ века во владении произошли существенные изменения, вызванные потребностью института в расширении площадей и ветхим состоянием многих построек, к главному дому были пристроены два трехэтажных корпуса по проекту архитектора Н.Д. Струкова.
В советское время бывшее владение института было занято учреждениями военного ведомства. Перед переездом сюда в 1921 году Академии РККА здание подверглось очередной перепланировке и ремонту.
В 1998-2000 годах в главном доме была проведена реставрация. С марта 2001 года здесь работает Музейно-выставочный комплекс Российской Академии художеств «Галерея искусств Зураба Церетели».